После блокировки «Инстаграма»* в России началась гонка по созданию аналогов: кто-то анонсировал полную копию соцсети, другие экстренно собирают и выпускают бета-версии, а третьи — разворачивают свои продукты под запросы аудитории. Кто победит — неизвестно, но наблюдать за соревнованием интересно. Собрали в одной статье все известные аналоги, чтобы разобраться: сколько аудитории им удалось получить и насколько удачным получился функционал.
Статус: анонсирован.
Размер аудитории: около 500 тысяч посетителей лендинга.
14 марта в России был заблокирован «Инстаграм»* и вместе с ним возник сайт отечественного аналога «Россграм», который навел шума — о нем писали даже в The Guardian. Соцсеть обещали запустить 28 марта, но этого не случилось. По утверждению создателя и идеолога соцсети Александра Зобова, срок сдвинули на лето 2022 года из-за череды хакерский атак — разработчики решили усилить защиту соцсети перед стартом.
Основная команда «Россграма», за исключением неизвестных инвесторов
Александр Зобов — маркетолог. «Россграм» отлично продвигается как вирусный проект без наличия самой соцсети. Упоминание Павла Дурова как «однокурсника Зобова» — хороший ход для привлечения внимания, но Александр лично с ним никогда не был знаком.
Скриншоты интерфейса соцсети с партнер-релиза
При этом с «Россграмом» уже случилось несколько скандалов. Логотип соцсети обвиняют в плагиате бренда Beats и соцсети Pinterest, а на vc.ru обнаружили, что показанный 29 марта прототип — это недорогой PHP-скрипт со стокового сайта Codecanyon.
Читайте также: Пора в ребрендинг: 7 признаков устаревшего логотипаРедакция «Эксплойт» обратила внимание, что собранные на сайте заявки от сотни тысяч пользователей могли быть слиты третьим лицам, а присланные файлы для установки «Россграма» участникам бета-теста оказались фейком.
Цена на ники в «Россграм»
На май 2022 года у «Россграма» до сих пор нет публичной бета-версии, зато создатели уже продают никнеймы — от 10 до 50 тысяч за бронь. Есть ли покупатели — неизвестно, но соцсеть активно пиарит эту услугу, сообщая, что ники получила Ольга Бузова, Александр и Никита Малинин, Никита Феоктистов, Александр Жданов, Алексей Колесников и другие селебрити.
«Россграм» создает типовые лендинги для ников — это не скриншоты бета-версии соцсети
Статус: доступно на Android, iPhone и браузере.
Размер аудитории: около 2 млн человек.
ЯRUS — это стартап, которому уже два года. Его создатель — нижегородский разработчик Дмитрий Илюхин, который вместе с командой выпустил приложение еще в январе 2022 года. Все это время ЯRUS развивался как социальная платформа для агрегации новостей, но после блокировки Инстаграма* пришла новая аудитория и фокус сместился на социациальные функции: мессенджер, ленту, анкеты, рилсы.
Интерфейс ЯRUS
ЯRUS — это суперапп. Здесь есть:
Агрегатор новостей. Показывает главные новости, систематизирует по интересам и регионам.
Видеоплатформа. Подтягивает ролики из других источников ленту и показывает загруженные рилсы.
Музыкальный стриминг. Сейчас ограниченным небольшим числом композиций и исполнителей.
События. Агрегатор афиши с внешних источников, так и с внутренними инструментами создания объявлений о мероприятиях.
Мессенджер. Работает только после привязки номера телефона к профилю.
Лента блогеров. Показывает контент от авторов платформы. Есть фильтр по типу: видео, посты, сюжеты (рилсы), фото.
Одна из ключевых особенностей ЯRUS — те самые ярусы, содержание которых могут настраивать пользователи. Например ярус «авто» собирает тематические новости, ролики и посты в отдельную вкладку, а «здоровье» — в другую.
Создание яруса
Разработчики планируют делать спецпроекты для бизнеса и селебрити — выделять или как-то рассказывать об их профилях в ЯRUS, чтобы привлекать внимание и новую аудиторию. Сейчас в ЯRUS действует монетизация — соцсеть раздает внутреннюю валюту пользователям, чтобы те награждали ею блогеров платформы. По накоплению определенной суммы средства можно вынести в рублях на банковскую карту.
Социальный интерфейс в ЯRUS
Интерфейс ЯRUS не похож на «Инстаграм»*, а сторис здесь нет. Зато доступны хештеги, умная лента, страница профиля. В личный профиль можно добавить пост, фото, видео, сюжеты (рилсы) или события.
Статус: доступно на Android и iPhone.
Размер аудитории: около 1 млн человек.
Tenchat — это деловая соцсеть, которая запустилась осенью 2021 года. Она меньше всего похожа на «Инстаграм»*, потому что развивалась с прицелом на Facebook, LinkedIn и WeChat. Основатель и разработчик — Смен Теняев ранее сделал финансовый маркетплейс ВБЦ, а Tenchat изначально вообще назывался «ГосТиндер». Сервис развивался самостоятельно, но после блокировки «Инстаграма»* случился резкий приток новой аудитории.
Интерфейс Tenchat
Tenchat устроен как супер-приложение: кроме ленты постов, есть бизнес-тиндер для создания новых деловых связей, сервисы для проверки компаний по ИНН, госзакупки, торги по банкротству и муниципальному имуществу. Все пользователи при регистрации делятся на три группы: владельцы компаний, сотрудники или эксперт-фрилансер. Для каждой категории — свои алгоритмы рекомендаций в ленте и настройки профиля.
Личный профиль в Tenchat
Алгоритм ранжирования в Tenchat называется «Зевс» — он старается не давать показы пустым и неинформативным постам, а продвигать полезные публикации. Поэтому в Tenchat достаточно продвинутый текстовый редактор для создания постов: можно выбрать тематику, загружать несколько фотографий-иллюстраций, ставить заголовок, а текст форматировать (шрифт, цитаты, ссылки, упоминания, списки).
Редактор поста в Tenchat
Tenchat в отличии от ЯRUS уже работает с бизнесом. Сейчас здесь индивидуально предлагает клиентам продвижение в ленте, через пуш- и email-рассылки, дайджесты. В ближайших обновлениях обещают добавить больше развлекательного функционала — ленту сторис и раздел с видео.
Читайте также: Как проверить контрагента интернет-бизнесаСтатус: доступно на Android и iPhone.
Размер аудитории: около 250 тысяч человек.
Now разрабатывает команда во главе с выходцем из «Яндекса» Дмитрием Марининым и появился как ответ на анонс «Россграма». Соцсеть разработана с нуля и повторяет механики «Инстаграма»*, но развивает их по-своему — например, вместо фоторедактора собираются использовать нейросеть. Сейчас Now все еще в активной стадии разработки: здесь нет возможности постить видео, делать рилсы, общаться в директе, а сторисы обещают добавить в следующем обновлении. Тем не менее соцсеть работает и ее аудитория растет, в отличии от «Россграма», который обещают выпустить только летом.
Интерфейс Now
Что есть в Now уже сейчас:
Посты. Фото с камеры или снимки из галереи. Описание — до 2500 знаков, можно использовать хештеги.
Общая лента и действия. Умного алгоритма нет, отображает посты в хронологическом порядке. В списке действий — все, кто поставил лайки и комментарии к постам.
Страница профиля. Можно ставить аватарку и редактировать описание профиля. Есть счетчики публикаций, подписчиков и подписок.
Поиск. Работает поиск по ключевым словам в описании профиля и постов с хештегами.
Как выглядит пост в Now
В Now пока что не торопятся вводить рекламные кабинеты, специальные профили для бизнеса и площадки для рекламы. Но обещают появление промо-механик в ближайшее время.
Статус: доступно на Android, iPhone и браузере.
Размер аудитории: более 100 тысяч человек.
«Грустнограм» ближе по концепции к арт-проекту, чем к соцсети: все выложенные фотографии становятся черно-белыми, вместо лайков — разбитые сердца, а в пустом профиле подгружаются стихи поэтов Серебряного века.
При этом «Гростнограм» работает как «Инстаграм»* — здесь общая лента, актуальное, поиск пользователей, подписи к фотографиями, комментарии, личный профиль с био и аватаркой. Хештегов, сторис и рилсов нет — в соцсети возможна публикация только фото.
Интерфейс: «Грустнограма»
Авторы проекта — Александр Токарев и Иван Семкин. Изначально «Грустнограм» задумывался как шутка: один из создателей увидел анонс «Россграма» и решил, что можно сделать свой черно-белый аналог для передачи экзистенциальной тоски. Сначала в марте вышла веб-версия, а в середине апреля — приложения для телефонов.
Пост в «Грустнограме»
Концепцией «Грустнограма» с шутки, превратилась в терапию — разработчики гордятся своим теплым сообществом, которое удалось собрать вокруг этой соцсети. Как будет развиваться проект дальше — непонятно, он создается на деньги авторов, инвесторов нет. Дела вполне соответствует названию соцсети.
Читайте также: Продвигаем мобильное приложение: бесплатно и платноСтатус: доступно на iPhone.
Размер аудитории: более 150 тысяч человек.
Fiesta — это еще один аналог «Инстаграма»*, который как и ЯRUS переформатировался и стал «Россграмом». До марта 2022 года в Fiesta не было постов — только события, которые можно было создавать и делиться ими в профиле.
Соцсеть была рассчитана на людей, которые много путешествуют — подписавшись на интересных пользователей можно было сформировать ленту с мероприятиями, ресторанами, достопримечательностями. Через поиск — найти события по интересам и посмореть сторисы. На онлайн-карте — визуально отыскать «точки интереса» и полистать истории юзеров по аналогии с картой из Snapchat. Для коммуникаций был встроенный мессенджер.
Как изменилась Fiesta
После марта Fiesta перестала быть исключительно ивент-соцсетью. Теперь в профиле можно делиться фотографиями, сторис исчезают через сутки, а мессенджер поддерживает чаты с несколькими участниками.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12249 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Статус: доступно на Android и iPhone.
Размер аудитории: от 50 до 100 тысяч пользователей.
Еще один конкурент не вышедшего «Россграма», который уже работает. Название Limbiko отсылает к лимбической системе не просто так: соцсеть придумал врач-терапевт и предприниматель из Ставрополя Никас Самурганов.
Limbiko работает также, как и Now: здесь есть лента постов, поиск по хештегам, рекомендации, режим съемки фото, хештеги, личный профиль. Сторис и видео также отсутствуют, зато есть умная лента и возможность постить фото каруселью.
Интерфейс Limbiko
Соцсеть развивают через пользователей — создатели Limbiko регулярно запускают тематические фоточелленджи и берут интервью у блогеров. Примерно такую же стратегию для продвижения использовал Tumblr и отечественный «Дзен».
Статус: доступно на Android и iPhone.
Размер аудитории: неизвестно.
Shutter («Шаттер») создает небольшая команда разработчиков, данных о размере аудитории еще нет, но вряд-ли пользователей много: приложение появилось только в середине марта. Shutter находится в статусе беты: умного алгоритма и рекомендаций нет, хештеги не работают, посты в поиске отображаются в хронологическом порядке. Работает аналогично Now, Fiesta, Limbiko.
Интерфейс Shutter
«Инстаграм»* хоть и находится под блокировкой и теряет аудиторию, но все еще продолжает пользоваться около 30 млн человек. Да, у брендов и бизнеса нет доступа к рекламным кабинетам, но вместо перехода в «Россграм», Now, Fiesta и другие соцсети с ограниченным функционалом проще перетягивать аудиторию в более развитый «ВКонтакте» или Telegram.
Пока небольшие команды разработчиков создают аналоги, крупные игроки скорее всего просто наблюдают за ситуаций или медленно прорабатывают свои решение. Например, «Сбер» задумывается о своем аналоге «Инстаграм»*, а «ВКонтакте» вообще купил «Яндекс.Дзен» и вполне может переформатировать соцсеть с многомиллионной аудиторией под текущие реалии.
Читайте также: Чек-лист по ведению соцсетей для бизнеса — узнать больше про SMM и PR на WorkspaceПричина всех колебаний — мигрирование аудитории. У блогеров и экспертов есть шанс занять место в молодых соцсетях, они активно осваивают Tenchat, ЯRUS, чтобы сколотить себе первоначальный капитал подписчиков. Бизнесу же без рекламных функций делать там нечего. Есть риски: появление крупного аналога от «Сбера» или частичная разблокировка «Инстаграма»* может резко снизить внимание аудитории к подобным мини-соцсетям.
Тендеры на разработку сайтов с сайта Workspace
Лучшее решение — создавать свои сайты и блоги, аккумулировать аудиторию там. С помощью Workspace вы можете дать объявление о поиске специалистов или разместить тендер для диджитал-агентств. Выбирайте оптимальные предложения и заказывайте разработку сайта или блога.
*«Инстаграм» признан экстремистской организацией в России.