Илья Торопов — директор агентства MACHAON, специализирующегося на длительных контрактах с заказчиками из сферы образования и b2b-сегмента.
За 26 лет агентством было реализовано 800+ проектов для госструктур, образовательных учреждений, международных и российских корпораций.
Среди клиентов: Консорциум Universal University, Британская высшая школа дизайна, Университет МФЮА, Московский международный университет, Xerox, Русклимат, Lukoil, группа компаний ЕвроСибЭнерго и многие другие.
Чем разработка образовательных сайтов отличается от всех остальных? Во сколько в среднем обходится создание эффективного многофункционального сайта образовательного учреждения и каким требованиям он должен соответствовать? Как «зацепить» посетителя сайта с первых секунд? Нужны ли учебному учреждению лендинги? Чем модель time&material отличается от fix-price? Что такое фреймворк и чем он отличается от CMS?
Ниже вы найдете ответы на эти и другие вопросы.
Основное отличие в том, что сайты учебных заведений попадают под нормативы нашего законодательства.
Есть Федеральный закон и Приказ Рособрнадзора, в котором прописаны основные требования к хостингу, домену, дизайну, контенту и пр., которые мы учитываем при разработке. А в остальном — это все те же общие требования для современного сайта, ориентированные на поведение пользователей, которых нужно убедить поступить в ВУЗ или купить ту или иную образовательную программу на сайте.
Тут все просто: частные учебные заведения, как любая коммерческая структура, ориентированы на продажу своих образовательных продуктов. У них построен процесс презентации образовательных программ и возможность их удобной и быстрой покупки, они делают большой акцент на своих преподавателей и экспертов, на подход к обучению, ресурсную базу. Государственные в свою очередь размещают в равной степени информацию о специальностях, условиях поступления, общежитии, студ.клубе и прочем, тем самым смещая фокус на другие аспекты. Им сайт нужен больше для презентации и «галочки», что они соответствуют требованиям Рособрнадзора.
Большинство сайтов государственных учебных заведений, в том числе самых крупных, известных и престижных выглядят, простите, плохо. Долго загружаются, нет мобильной версии, перегружены контентом, сложная навигация — невозможно быстро и просто найти нужную информацию. Складывается ощущение, что они создавались лет 10 назад.
Когда же заходишь на сайт частного ВУЗа, то видно, что они за ним следят, развивают, поддерживают, потому что для них это основной канал продаж.
При этом к проекту редизайна надо подходить соответственно: мы, например, обязательно проводим анализ поведения пользователей на старом сайте, чтобы выяснить основные сценарии и учесть их при разработке нового дизайна, бережно относимся к существующей базе данных и аккуратно мигрируем её в новую структуру, запускаем новый сайт в отдельной инфраструктуре, чтобы не допустить простоя, следим за SEO-оптимизацией и Google PageSpeed и т.д. Словом, редизайн — это полноценный отдельный проект, а не просто «обновление» внешнего вида.
Редизайн сайта Британской высшей школы дизайна. После окончания работ в конце 2019 года количество заявок на обучение выросло примерно на 30%.
Самая главная ошибка, которую допускают и сами ВУЗы — это то, что они не хотят по каким-то причинам популяризировать, делать акцент на своих образовательных программах.
Они делают акцент на все что угодно, но не на программы, которые нужно презентовать и продавать (в случае с частными учебными заведениями).
Наша компания относится к среднему ценовому сегменту. Ориентировочная стоимость разработки
Стоимость проекта рассчитывается на основе почасовой ставке специалистов. Да, ставка специалиста отличается в зависимости от грейдов. Например, час дизайнера и middle-разработчика стоит 2 200 рублей, час арт-директора и тимлида стоит 2 800 рублей. Соответственно, бюджет считается исходя из часов специалистов, которые входят в команду проекта, умноженных на их ставку.
В команду проекта входит аналитик-проектировщик, арт-директор (разработка дизайн-концепции), технический дизайнер, project-менеджер (обеспечение коммуникации внутри проекта), teamlead (управление командой разработки), frontend и backend-разработчики в том количестве, которое необходимо для реализации проекта, тестировщики и DevOps-инженер (отвечает за разворачивание сайта на боевом сервере заказчика).
Обычно все начинается с входящего запроса. Далее, как правило, проходит установочная встреча с клиентом, на которой обсуждаются цели и задачи проекта, функциональные требования, обсуждаются вопросы с обеих сторон. После этого мы формируем коммерческое предложение для клиента. Если предварительная смета его устраивает, переходим к подписанию договора и к первому этапу — проектированию.
Мы не подписываем договор на полную стоимость всего проекта. Изначально подписывается только доп. соглашение на этап проектирования, после его завершения уже можно будет говорить о какой-то понятной стоимости проекта.Такая схема работает, если с этим клиентом мы работаем по модели fix-price.
Если клиент прогрессивный и понимает, что в жизненном цикле проекта будут изменения, то мы предлагаем сразу заключить договор по модели time&material, чтобы бюджет был не фиксированным и подстраивался под изменяющиеся требования Заказчика. В последнее время заказчики довольно-таки охотно переходят на модель T&M.
По моему личному мнению в последнее время наши клиенты стали более грамотными с этой точки зрения. Они понимают, что они сами являются инициаторами изменений в рамках проекта, и эти изменения должны быть оплачены.
Ну и нельзя не отметить, что работа по T&M ускоряет разработку проекта, экономия по времени составляет примерно 30%. Последний пример — сайт Школы искусств и наук ММУ, которые запустились в короткие сроки перед приемной кампанией благодаря agile-подходу и работе по T&M.
Этапы реализации проекта стандартные: проектирование, дизайн, верстка и разработка, тестирование, опытная эксплуатация, релиз.
Для сайтов образовательных учреждений ЦА в первую очередь — студенты. Это, как правило, молодая аудитория — девушки и парни
В случае с образовательными платформами и edtech-проектами ЦА абсолютно разная. Это могут быть и дети, и школьники, или, наоборот, взрослое поколение, повышающее свою квалификацию. И тут мы отталкиваемся от самого проекта.
Критерии и современные требования во многом применимы ко всем сайтам, не только к образовательным. На первом экране нужно зацепить абитуриента, вызвать эмоциональный отклик. УТП должно дать пользователю хотя бы одну причину для выбора в пользу данного учебного заведения. С первых же секунд должны быть понятны дальнейшие действия на сайте.
Обязательна кнопка на первом экране «подобрать программу» или же «записаться на день открытых дверей» — целевое действие, которое пользователь должен совершить. Ну и, конечно, дизайн сайта во многом влияет на конверсию.
На мой взгляд это зависит от самого учебного заведения. Если это образовательное учреждение про креатив, творчество, то почему нет?! А если говорить про юриспруденцию, госуправление, то тут, скорее всего, это будет неуместно.
Я считаю, что лендинги в данном случае вообще не нужны. Нужно саму архитектуру сайта построить так, чтобы он имел грамотную навигацию и наполнение. Например, отдельные страницы программ обучения могут быть неким лендингом, чтобы в том числе вести трафик на эти целевые страницы.
В таких проектах акцент в первую очередь идет на проектирование интерфейсов для удобства использования конечными пользователями.
Это внутренние ресурсы с различным набором функционала: курсы, онлайн-уроки, вебинары, выполнение домашних заданий и т.д. Во время пандемии тенденция в образовании заметно устремилась в онлайн. И многие образовательные учреждения столкнулись с проблемой выбора: «Что использовать, какой продукт внедрить?».
Зачастую выбранное решение неудобно, непонятно, не решает полностью задачи и не выполняет нужных функций. Образовательным учреждениям мы советуем вкладываться в разработку своей внутренней системы для внутреннего обучения. За этим будущее. Кто успеет вовремя адаптироваться, предложить своим студентам современную систему обучения, тот и будет в лидерах.
Любой проект можно реализовать либо на коробочном решении (например, на «1С-Битрикс»), либо на фреймворке, который позволяет нам быть более гибкими. Разработка на фреймворке как правило дороже, но при этом она дает заказчику максимальную гибкость при разработке проекта. Если сайт ВУЗа просто презентационный с информационными разделами, образовательными программами, то тут достаточно «коробки». Если же речь идет об образовательной платформе, личном кабинете, системе дистанционного обучения, то в этом случае оптимальный вариант разработки на фреймворках.
Средняя стоимость на фреймворке —
Главный принцип — крайне редко мы работаем с заказчиком только по одному проекту и расходимся. Для нас самый лучший клиент тот, который растет и развивается вместе с нами в течение долгих лет. С некоторыми клиентами мы сотрудничаем уже больше 10 лет.
Доверьтесь профессионалам, которые имеют большой опыт и знают, как сделать тот продукт, который нужен для вашей целевой аудитории.
Не пытайтесь сделать сами!