Корпоративная коммуникация часто воспринимается как нечто рутинное, нудное и вызывающее негативные эмоции. Но люди не стоят на месте, и появляются новые методы привлечения сотрудников к выполнению задач.
Согласно исследованиям Gallup State of the Global Workplace, только 21% сотрудник увлечены своей работой и отдаются ее полностью. Остальные периодически теряют эффективность.
Геймификация — это новый виток развития корпоративной жизни. Это не просто игры, а инструмент повышения мотивации и осмысления рабочего опыта через игровые элементы.
Азартные игры всегда были слабой стороной человечества: ради мимолетной дозы адреналина и радости мы готовы тратить и деньги, и время. Но механики, которые раньше использовали во вред людям, теперь можно направить во благо бизнеса.
Сегодня в корпоративных коммуникациях используют порядка 20 ключевых игровых механик, многие из которых знакомы нам еще со школьных времен и из первых мобильных приложений. Основные из них легко интегрировать в любую систему мотивации и обучения:
Механики можно использовать по отдельности или создавать комплексную систему с длинными сценариями.
Если вы планируете внедрять геймификацию в корпоративную коммуникацию, стоит учесть несколько моментов. Перед запуском необходимо проанализировать целевую аудиторию и цели. На этапе аналитики мы выясняем, кто наши сотрудники и что им интересно — от этого зависит выбор формата, призов и механик.
Миллениалам, например, важно социальное признание и оценка деятельности, поэтому рейтинги и награды для них - это идеальное решение. Зумеры же больше ценят адекватную обратную связь от руководителей, поэтому для них хорошо подойдет формат с рейтингом.
Также важно тщательно персонализировать подход. Идеальным вариантом считается, когда в вашей корпоративной коммуникации есть игровые механики, заточенные под разные отделы: например для отдела продаж - челленджи, а для ИТ-отдела - прогресс-бар.
И, конечно, принципиально важно регулярно обновлять задачи и награды, чтобы поддерживать так называемую «дофаминовую петлю» - цикл, в котором человек получает удовольствие от деятельности (например, игры), что приводит к выбросу дофамина. Да, звучит жестоко, но работает.
Геймификация сама по себе задействует наши нейромедиаторы. Еще в 1954 году Джеймс Олдс и Питер Милнер выяснили, что мы очень зависимы от позитивных эмоций и готовы даже не есть, чтобы только находится в состоянии экстаза. Геймификация же не просто дает нам эти чувства, но и подсаживает на систему, которая заставляет нас возвращаться вновь и вновь за этой микродолей счастья.
Помимо биологической составляющей, существует и социальный фактор: рейтинги и соревновательные механики подпитывают потребность быть замеченным. Гонка за вниманием повышает вовлеченность и стимулирует соперничество за лидирующие позиции.
Ну мы и не можем забыть про нашу потребность в самоактуализации. Преодолевая новый уровень, достигая новой цели мы становимся все выше в пирамиде Маслоу и наконец можем прикоснуться к чему-то более высокому.
Часто используют готовые платформы со встроенными рейтингами, ачивками и прогресс-барами либо расширения, помогающие подключить необходимый функционал. Так не безызвестная компания Slack добавила опцию в мессенджер, которые подключает ботов и внедряет геймификацию в корпоративную коммуникацию. А вот Microsoft Teams содержит встроенные инструменты (Power Apps Incentives, Planner) и интеграции с приложениями для геймификации.
Более дорогой, но интересный вариант — создание персонализированной игры со сценарием и героями. Такой подход вовлекает широкий круг сотрудников и точнее соответствует их интересам.
Кейсы внедрения
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Интересным кейсом внедрения геймификации стало приложение от Альфа-банка.
Компания столкнулась с ухудшением показателей продаж и низкой мотивацией персонала в стремлении повышать квалификацию. Обе проблемы помогла решить успешно внедренная геймификация, а точнее многопользовательская онлайн-игра «Мир Малого Бизнеса».
Цель игры - поддерживать на высоком уровне пять показателей, куда входит:
Выполнение ежедневных заданий и прокачка персонажей дает игроку получить внутреннюю валюту, что приближает его к получения приза и перемещает в рейтинговой таблице.
Результаты не заставили себя ждать: отмеченные показатели прошедших через игру сотрудников стало на 30% выше, также на 37% выросла обучаемость работников. Интересно, что изначально участие в данной игре было необязательным, но порядка 3000 человек решило пройти игру и повысить свою эффективность.
Геймификация успешно работает и в ритейле. Так, компания «Лимкорм» — крупный производитель кормов — внедрила механику «Три в ряд», которая обучала сотрудников составу кормов и их особенностям. Этот подход повысил вовлеченность на 25% и сократил расходы на продвижение уменьшились.
Геймификация — это не просто игра «за пару кликов», а продуманная система сценариев, взаимодействий и правил. При проектировании важно не перегрузить участников сложными условиями: слишком много правил отпугнёт пользователей. Начинайте с простых механик и постепенно добавляйте уровни.
Также избегайте несправедливых критериев — у каждого сотрудника должна быть реальная возможность выиграть. Делите участников по уровням, распределяйте баллы за разные действия и подбирайте задания под целевые группы.
Не забывайте, что интерес со временем угасает. Чтобы поддерживать вовлечённость, регулярно обновляйте контент: добавляйте новые челленджи, меняйте призы и устраивайте тематические акции.
Следующим шагом станет интеграция геймификации с искусственным интеллектом. ИИ уже сегодня помогает персонализировать предложения в бизнесе, а его применение во внутренней коммуникации может снизить текучку и повысить эффективность сотрудников.
Дополненная и виртуальная реальность превратят задачу в полноценное приключение. Так, согласно исследованиям McKinsey, компании, внедрившие AR/VR-тренировки, фиксируют повышение продуктивности на 30–50%.
И можно помечтать о более футуристических вещах — нейроинтерфейсах. Например, компьютер может соединятся с мозгом, отслеживать эмоциональный отклик и автоматически адаптировать сложность заданий.
Геймификация — мощный инструмент для повышения эффективности и поддержания здорового уровня корпоративной коммуникации. Начните с малого: определите бизнес-цель, протестируйте одну идею челленджа на небольшой группе и соберите обратную связь. Затем расширяйте систему, добавляйте механики и призы. Ключ в том, чтобы увлечь людей простым и понятным процессом. Превратите рутину в игру — и сотрудники скажут вам спасибо!