Рассказал Василий Кошкин, руководитель направления Digital Asset Optimization в СберМаркетинге.
В 2025 году Google и «Яндекс» интегрировали в поисковые системы нейроинструменты: «ИИ-обзор» и Алису. Западные эксперты прогнозируют, что к 2029 году доля веб-поиска с помощью LLM-модели вырастет до 87%, существенно потеснив органический. Как нейропоиск меняет работу с информацией, а также что делать компаниям, чтобы их контент оставался видимым, рассказал Василий Кошкин, руководитель направления Digital Asset Optimization в СберМаркетинге.
С появлением нейросетевых технологий веб-поиск перестал быть просто выдачей ссылок. Нейросети агрегируют информацию из топовых источников и сразу дают ответ, минуя переход на сайт. Особенно сильно это влияет на информационные запросы — пользователи реже кликают на органическую выдачу. Согласно данным СберМаркетинга, до 60% таких запросов уже сопровождаются ИИ-блоками. Например, на запрос «Какого цвета солнце?» «Яндекс» или Google покажут готовый ответ: «Белое, но из-за атмосферы кажется желтым».
Тем не менее снижение органического трафика до 40% произошло только в тех тематиках и по тем запросам, по которым пользователям достаточно однозначного ответа. Коммерческие запросы пока что не предполагают нейросопровождения, и пользователи могут кликать на ссылки веб-сайтов в общей выдаче как прежде.
Еще одно значимое изменение — поведение самих пользователей. Если раньше потенциальные покупатели вводили в поисковик короткие ключевые фразы: «рейтинг матрасов», «купить iPhone», чтобы найти сведения об интересующих продуктах или точки продаж, то привычка обращаться к чат-ботам как к рекомендательному источнику трансформировала простые команды в разговорные формулировки: «Какой матрас выбрать при больной пояснице?», «Где в Москве купить iPhone 16 Pro Max со скидкой?». Доля таких «разговорных» запросов растет, но пока рано говорить о том, что они заменят классические. Доля «ретрозапросов» все еще остается высокой, хотя со временем их значимость будет постепенно снижаться.
И, наконец, поменялась модель поиска. Все больше пользователей ищут информацию внутри LLM-моделей: GigaChat, DeepSeek, Perplexity, ChatGPT и прочих. На пользовательский запрос нейросети дают релевантный ответ, а также предлагают подборку ссылок на искомые товары или услуги, по которым пользователь переходит. Алгоритмы формирования выдачи нейросетей пока не до конца изучены. Однако исследования профильных агентств уже позволяют сделать выводы о ряде факторов ранжирования. На их основе можно дать несколько рекомендаций, которые помогут брендам адаптировать контент-стратегию под нейропоиск.
Одна из ключевых задач брендов сегодня — принять новые правила игры и начать производить контент, который с большей долей вероятности будет попадать в выдачу нейропоисковиков.
1. Делать контент структурированным и удобным для ИИ
Нейросети предпочитают четкие, логичные ответы. Чтобы увеличить шансы на попадание в выдачу, нужно:
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
2. Повышать авторитетность контента
ИИ чаще цитирует источники, которые упоминаются на других сайтах и имеют экспертный статус с указанием автора, даты публикации, ссылок на исследования. Поэтому брендам полезно:
3. Адаптироваться под новые форматы запросов
Поскольку пользователи стали задавать больше диалоговых запросов-команд, следует:
4. Использовать ИИ-генерацию контента с умом
Нейросети помогают создавать черновики, но: