Вот уже более двух лет российские продавцы на онлайн площадках конкурируют не только между собой, но и с выходцами из Поднебесной. Напомню, что на Ozon селлеры из Китая торгуют с ноября 2022 года, на Wildberries - с декабря 2023 года.
Обострившаяся конкуренция и демпинг - проблемы, которые лежали на поверхности. А вот к чему многие оказались не готовы, так это к необходимости защищать свой бренд. Даже не так. Все давно слышали, что лучше бы подать заявку в Роспатент и зарегистрировать товарный знак. Но сейчас и этого мало: выход китайцев на наши маркетплейсы добавил дополнительных рисков.
Раньше большинство российских продавцов китайских товаров работали по простой схеме: закупали готовый продукт и перепродавали его с наценкой. Регистрация товарного знака на китайский товар помогала защититься от конкурентов. В случае, если они начинали продавать тот же товар, можно было взыскать с нарушителей компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей и заблокировать их карточки. Сегодня же нарушители могут ополчиться против вас и обратиться в ФАС с заявлением по факту недобросовестной конкуренции. Если им удастся доказать, что вы не являетесь производителем товара, они получат акт и пойдут с ним в Палату по патентным спорам, где ваш зарегистрированный бренд могут аннулировать.
Неприятная ситуация произошла с клиентом нашего патентного бюро. Предприниматель несколько лет торговал китайскими товарами. Он зарегистрировал на них товарный знак. В какой-то момент производитель решил сотрудничать с еще несколькими продавцами из России. Узнав о конкурентах, наш клиент начал направлять претензии с требованием прекратить незаконную торговлю. Результат был очень неожиданным: ФАС возбудило дело о недобросовестной конкуренции в отношении владельца зарегистрированного бренда.
У вас два варианта.
Первый: соглашаться, молчать и бездействовать в отношении продавцов, торгующих под вашим брендом. Так вы минимизируете риск аннулирования вашего товарного знака через ФАС и… обрекаете свой бизнес на растерзание неограниченным количеством конкурентов.
Второй: получить от производителя из Китая письмо-поручение. Это документ, который дает вам эксклюзивные права на представительство в России. Конкуренты не смогут аннулировать ваш знак, потому что у вас на руках будет разрешение от самого производителя.
Когда китайские продавцы получили доступ к нашим площадкам, многие из них пошли легким путем. Они стали отслеживать популярные товары, копировать карточки, да еще и снижать цену. Для продавцов незарегистрированных авторских брендов защита своей интеллектуальной собственности стала актуальной, как никогда.
Пример. В Кирове работает компания PRIDE. Это небольшой завод по изготовлению товаров для мужских хобби. Они выставлялись в том числе на онлайн-витринах маркетплейсов. Однажды менеджер компании обнаружил, что на одну из популярных позиций - автоклав "Вятич" - появился дубль на OZON.
Недобросовестный продавец, как оказалось из Китая, скопировал карточки и описание товара. Разница была только в указании бренда в разделе "характеристики" и сроках доставки. К тому же контрафакт стоил дешевле, но так как на фото от оригинала ничем не отличался, то покупатели закономерно обращали на него внимание.
Кликнув на карточку магазина, можно было увидеть, что он работает на OZON всего 1 месяц.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12327 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Потенциальные покупатели заметили, что с продавцом что-то не так: он не выходил на связь и не отвечал на вопросы.
Эта история для кировского производителя закончилась хорошо, так как товарный знак "Вятич" был зарегистрирован, а контент карточек задепонирован. Правообладатель быстро решил проблему: обратился в техподдержку, приложил скриншоты и свидетельства. Нарушителя заблокировали.
Хотите также? Пожалуйста!
1. Зарегистрируйте товарный знак или патент на товар, создателем которого вы являетесь. Этот шаг поможет вам избавиться от недобросовестных конкурентов на маркетплейсах и получить компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей. Нарушители также заплатят штраф маркетплейсу.
2. Внесите ваш знак в Таможенный реестр интеллектуальной собственности (ТРОИС). При попытке пересечения таможенной границы контрафакт сталкивается с работой автоматизированных алгоритмов по защите конкретного товарного знака. В случае нарушения выпуск товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Таможенники ставят в известность вас как правообладателя. За это время вы сможете оценить ситуацию и заявить о нарушении своих исключительных прав.
3. Защитите авторские права на карточки товаров. Для этого необходимо заключить договоры с авторами фото, видео и текстов, которые были использованы для создания ваших карточек на маркетплейсе. Обязательно сохраняйте исходники и проводите депонирование материалов. В случае, если конкурент скопирует ваш контент частично или полностью, обращайтесь в техподдержку маркетплейса: карточку нарушителя заблокируют.
Создание бренда, его развитие и формирование ценности, верное позиционирование - вот путь, которым нужно идти современным селлерам, чтобы выжить в условиях обострившейся конкуренции. Все эксперты сходятся во мнении, что уже в обозримом будущем одинаковые товары под разными названиями, так называемый “ноунейм”, уйдёт в прошлое. Ваше имя - ваше главное отличие и преимущество. Вот почему так важно его защищать.
Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Эксперты “Железно” готовы помочь!
Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно”.