Один из способов сделать большой онлайн-магазин наиболее удобным для покупателей — ввести на нем фасетную навигацию, известную в рунете как тегирование. Таким образом можно упростить поиск нужных товаров среди тысяч возможных вариаций. Однако из-за особенностей работы этой технологии могут возникнуть проблемы с дальнейшим продвижением сайта. Александр Шестаков, руководитель платформы LinksSape, рассказывает, как можно избежать подобных трудностей.
У больших коммерческих ресурсов необходимо учитывать одновременно множество параметров, например, наличие товара, разные цвета, модификации и размеры, и так далее. Решить эту задачу помогает фасетная навигация — ее интеграция активно применяется в российском и зарубежных нишах e-com.
Обычно ее элементы расположены на боковых панелях коммерческого сайта — это различные фильтры категорий и характеристик. По сути создается особый индекс категорий, сужающий весь перечень продукции, предложенной на сайте. Например, он может выглядеть так:
Этот способ навигации позволяет пользователям настраивать поиск под свои задачи. Например, покупатель может указать, какая модель компьютера ему нужна, с какой конкретно начинкой и в каком корпусе, за какую цену и при этом ограничить выбор только продукцией, имеющейся в наличии. Пользователям будет значительно проще ориентироваться среди множества товаров при наличии фасетной навигации.
Для каждого выбора фильтров создается уникальный параметр. Страницы с получившимися параметрами будут индексироваться поисковиками и способствовать продвижению сайта по нужным ключам, содержащимся в этих параметрах. Однако применять такую систему навигации нужно вдумчиво, чтобы не спровоцировать проблемы с продвижением.
Для сортировки элементов в фасетной навигации используются фильтры, при этом контент страницы от их выбора не изменяется. В результате могут сложиться ситуации, когда адреса страниц будут разными при идентичном содержании — подобные дубли создают сложности для продвижения в поисковой выдаче.
Также изобилие страниц может приводить к напрасной трате краулингового бюджета сайта. Поисковики не могут направить роботов на единовременное изучение сотен или тысяч страниц, их возможности ограничены. В результате роботы будут посещать страницы, индексация которых ничего не дает или даже мешает продвижению, а на действительно ценный контент у них уже не останется времени. Срок внесения изменений в индекс поисковика существенно возрастет.
Негативные последствия могут также коснуться и ссылок. Например, вы будете получать качественные ссылки, но они не будут индексироваться или будут индексироваться слишком долго. Либо же пользователи могут ссылаться совсем не на те URL, которые вы планировали продвигать. Ценность ссылочного профиля сайта в таких случаях будет заметно снижаться.
Поэтому при продвижении больших коммерческих сайтов имеет смысл обезопаситься от таких проблем, иначе вам сложно будет состязаться с конкурентами за место в топе выдачи. Существует два способа нивелировать недостатки фасетной навигации.
Решение 1: Канонические версии страниц
Одно из решений — сделать каноническими страницы, относящиеся к более широким категориям. Например, сосредоточьтесь на продвижении страницы конкретной модели смартфона, а не страниц с фильтрами модификаций с разным объемом жесткого диска и количеством оперативной памяти.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13227 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
В этом случае необходимым страницам фасетных категорий присваивается удобный, понятный человеку адрес, а также канонический метатег. Пример такой страницы:
Поиск в Google детских велосипедов также выдает именно эту страницу с уже выбранными фасетными фильтрами типа товара:
При использовании этого метода нужно продумать, какие именно фильтры заслуживают создания канонической версии. Если сайт использует несколько языковых версий, добавляйте также метатеги типа hreflang, чтобы обозначить, к какой из них относится страница.
Решение 2: Ограничение индексации
Чтобы адреса страниц, возникающие из-за применения фильтров фасетной навигации, не мешали продвигать по тем же ключевикам другие URL, действительно важные для сайта, можно ограничивать их индексацию. Есть два способа сделать это: используя запрещающие метатеги Robots или прописывая запрет в файле Robots.txt.
Например, если вы выбрали страницу товара, который хотите продвигать, а ее вариации с указанием фильтров цены не хотите индексировать, добавьте на них тег Robots с директивой noindex. В индекс поисковиков они не попадут. Однако посещать их роботы все равно будут, расходуя краулинговый бюджет.
Если же страницы, нежелательные для посещения и индексации прописать с соответствующей директивой disallow в файле Robots.txt, поисковики будут полностью игнорировать их. Таким образом вы сможете оптимизировать посещение сайтов роботами и сократите нежелательные затраты краулингового бюджета.
Есть еще несколько рекомендаций, которые помогут добиться большей эффективности от добавления фасетной навигации в онлайн-магазин:
Фасетная навигация — тегирование — существенно упрощает взаимодействие с крупными онлайн-магазинами. Это действенный инструмент для улучшения пользовательского опыта, наращивание количества лидов и объемов продаж. Однако он также способен создавать определенные проблемы для продвижения в поисковой выдаче. Предложенные выше рекомендации помогут избежать подобных трудностей и улучшить интерфейс сайта, одновременно выводя его в топ Яндекса и Google.