Узнайте, как онлайн-магазинам конкурировать с маркетплейсами. Смотрим на свежие данные и даем рекомендации в нашей новой статье.
В онлайн-ритейле маркетплейсы занимают лидирующие позиции по популярности среди покупателей, и их аудитория продолжает расширяться. Каждую вторую онлайн-покупку российские потребители совершают на маркетплейсах.
Ключевую роль играет удобство: маркетплейсы предлагают миллионы товаров, быструю доставку до пункта выдачи заказов (ПВЗ) рядом с домом или работой, простой возврат. Но это не означает, что интернет-магазины вскоре совсем исчезнут, ведь у них есть свои преимущества.
Так, интересные данные показывает исследование покупательского опыта, которое провел аналитический центр «НАФИ» (Диаграмма 1). Бренды, представленные на маркетплейсах, проигрывают продаваемым в обычных интернет-магазинах по показателям узнаваемости, доле повторных покупок, LTV. Кроме того, покупатели менее охотно рекомендуют приобретенные на маркетплейсах бренды своим знакомым и родным — их индекс NPS заметно ниже.
Возможность конкуренции интернет-магазинов с маркетплейсами — тема многочисленных дискуссий в профессиональной среде. Но очевидно, что обычные онлайн-магазины не сдаются в борьбе за покупателей. Чтобы преуспевать в этом, важно не пытаться копировать гигантов, а сосредоточиться на собственных преимуществах и сильных сторонах.
Разберемся в теме подробнее и рассмотрим несколько практических стратегий для развития интернет-магазина, которые помогут выделиться и удержать клиентов. Причем сосредоточимся на тех аспектах деятельности, которые не требуют огромных бюджетов.
Один из значимых плюсов маркетплейсов — широкий ассортимент, причем большинство товаров относятся к низкой ценовой категории. С другой стороны, в таком большом количестве товарных позиций может быть сложно найти по-настоящему эксклюзивный или узконишевый товар. Именно на такой ассортимент стоит ориентироваться интернет-магазину.
В данном вопросе работает принцип «лучше быть крупной рыбой в небольшом пруду». Даже в таком высококонкурентном сегменте, как одежда, существуют успешные бренды, непредставленные на маркетплейсах. Например, это такие марки, как 12storeez, Post Meridiem, Captain’s Mate, Larne. За их товарами клиенты приходят в интернет-магазины, потому что лояльны бренду, ценят качество или просто потому что продукция точно отвечает запросу (нишевая).
Рекомендации
За последние несколько лет часть известных зарубежных брендов ушли с российского рынка, некоторые остались, но их ассортимент заметно подорожал. В свою очередь российские ритейлеры и производители постепенно завоевывают доверие покупателей. Результаты опроса «Ромир» показывают, что потребители находят альтернативы товарам ушедших брендов среди доступных с похожими характеристиками.
Обычным интернет-магазинам проще увеличивать узнаваемость за счет рекламы. В то время как маркетплейсы в основном продвигают свою площадку в целом, а брендам там все равно приходится конкурировать друг с другом. Но недостаточно просто привлечь покупателя на сайт или в мобильное приложение. Нужно сделать сам интернет-магазин максимально удобным местом выбора товаров, а также снизить опасения, связанные с онлайн-покупками как таковыми.
Исследование «НАФИ» выявило, что 62% покупателей непродовольственных товаров в интернете сталкивались с теми или иными проблемами в процессе покупки.
Как видно из Диаграммы 2, почти треть покупателей сталкивается с проблемой некорректного либо недостаточного описания товара. Также ожиданиям 28% клиентов не соответствуют сроки доставки. Чтобы успешно конкурировать с маркетплейсами, интренет-магазину важно предоставлять посетителям сайта или мобильного приложения исчерпывающую информацию о товарах в удобной форме. Из этого ключевого тезиса следуют рекомендации, приведенные далее в рамках этой стратегии.
Подробности продают: опишите товар и условия заказа до мелочей
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13214 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Точная и подробная информация о товаре особенно важна в интернет-торговле, где у покупателя нет возможности оценить все характеристики и качество товара вживую.
Рекомендации
Внедрите интеллектуальный поиск на сайте
Функция поиска является одной из самых востребованных на сайте интернет-магазина с широким ассортиментом. Именно с поискового запроса начинается большинство пользовательских сессий, по качеству его результатов формируется первое впечатление о вашем магазине.
Покупатели ожидают, что поиск будет понимать их запросы в контексте, а не просто находить отдельные ключевые слова. Например, если пользователь ищет «бюджетный черный ноутбук», ему нужны именно недорогие ноутбуки, а не чехлы или мышки такого же цвета.
Интеллектуальный поиск использует семантический анализ. Он понимает смысл запроса так же, как это сделал бы опытный продавец-консультант. В итоге растет релевантность результатов, ускоряется путь к покупке и снижается разочарование клиентов.
Сделайте удобную мобильную версию
64% потребителей использует мобильные устройства для поиска товаров, поэтому мобильная оптимизация важна. Причем сначала необходимо сделать максимально удобную мобильную версию сайта для интернет-магазина. Приложение — это следующий шаг, когда у вас уже есть база лояльных покупателей.
Мобильная оптимизация — это не просто адаптивный дизайн. Это понятный интерфейс, быстрая загрузка, упрощённая навигация и возможность совершать покупки в один клик.
Рекомендации
Во второй части мы продолжим обсуждение эффективных стратегий для российских интернет-магазинов в условиях конкуренции с маркетплейсами. Оставайтесь с нами, следите за новостями, чтобы узнать полезные рекомендации.