Как правило, клиентам нашего патентного бюро нужна защита от конкурентов на маркетплейсах. Но иногда приходится защищать свою интеллектуальную собственность от самого маркетплейса. Как в таком случае вести себя селлеру?
Давайте сначала разберемся, когда возникает такая ситуация.
Право маркетплейса
Бывают случаи, когда на маркетплейсе появляются в продаже товары из утерянных поставок селлеров. Они промаркированы и продаются под зарегистрированным брендом. Но продавцом в этом случае выступает сам Ozon.
Да, Ozon имеет право продавать товары селлеров, используя абсолютно все данные из карточки. Продажа товара таким образом происходит, когда товар на складах был утерян. В этом случае селлер получает за него компенсацию. В случае, когда товар находится, Ozon продает его от своего имени, чтобы получить назад уплаченные продавцу деньги.
Что касается использования маркетплейсом интеллектуальной собственности селлера, то на этот счет в оферте есть соответствующий пункт.
На первый взгляд, все понятно и все законно. Но в практике нашего патентного бюро есть целых два кейса, когда популярный маркетплейс вел себя, мягко говоря, недобросовестно.
Бренд Glow me и его история
Основательница бренда GLOW ME Ольга Апетьян однажды заметила кражу товарных карточек на Ozon. Оказалось, торгует сам маркетплейс. Ольга не давала на это разрешение. Тогда девушка сделала контрольную закупку и выяснила, что это ее товары из якобы утерянной поставки. Никакой поставки она не теряла и поэтому направила маркетплейсу жалобу. Дальше начался бюрократический пинг-понг.
Полгода девушка просила удалить карточки с контрафактом. Маркетплейс запрашивал все новые и новые доказательства прав на карточки. Вплоть до договора с фотографом, который делал снимки товаров. Но подтверждений всегда было недостаточно.
Тогда Ольга направила в службу поддержки маркетплейса досудебную претензию. Она также приложила к ней копию свидетельства на товарный знак. Это подействовало: в тот же день Ozon удалил карточки с контрафактом. Победа? Не совсем.
Блеск для губ GLOW ME стал одним из самых продаваемых - вторым в рейтинге по количеству заказов на Ozon. На это обратили внимание конкуренты. Благодаря мониторингу, который проводили эксперты нашего патентного бюро, удалось выявить 13 нарушителей. Они воровали контент карточек Ольги и продавали подделки очень низкого качества. К сожалению, переписка со службой поддержки так ни к чему и не привела. Может, Ozon обиделся из-за недавних разбирательств с владелицей бренда и спустя рукава смотрел на недобросовестных продавцов? Тогда Ольга решила подключить “тяжелую юридическую артиллерию” и вновь обратилась за помощью в “Железно”. Мы подготовили доказательства и направили маркетплейсу жалобу, где указали все факты нарушений. На Ozon подействовала реальная угроза судебных разбирательств, и в течение 1–2 дней они удалили все карточки с подделками.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12327 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Пост в Телеграм-канале Ольги Апетьян:
Кейс компании PRIDE
А теперь история от кировской производственной компании PRIDE. Она выпускает линейку товаров для мужских хобби. Однажды менеджер обнаружила, что маркетплейс продает их зажимы для крышек. Карточка Ozon на 100% была идентична карточке компании PRIDE.
Производитель позаботился о депонировании контента своих карточек, поэтому отстоять свои права ему бы не составило труда. Но этого делать не пришлось: крышки от Ozon продавались по баснословной цене в 17 998 рублей, тогда как цена производителя составляла всего 3259 рублей. Выбор покупателей был очевиден.
Какие выводы мы можем сделать из этих двух историй?
К сожалению, посягнуть на вашу интеллектуальную собственность могут не только конкуренты, но и маркетплейсы. Выход тут один - защищать свой бренд. Регистрация товарного знака и депонирование контента - это надежные инструменты. Но они не должны “лежать на полке” и ждать своего часа. Используйте свои права активно, занимайтесь мониторингом, чтобы вовремя заметить подражателей и не дать им испортить репутацию бренда и отнять часть выручки.
***
Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Эксперты “Железно” готовы помочь.
Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно”.