Пагинация для пользователя это уже привычный функционал любого крупного (и не только) сайта, а вот в мире SEO всё с этим не просто. Правильная настройка пагинации способна предотвратить возникновение большого количества дублирующего контента и проблем с индексацией. Ответ на вопрос: “А как правильно?!”, кроется в том, какой метод выбрать. Но для начала стоит разобраться с термином и назначением.
Пагинация — это разбиение одного большого раздела/подраздела на подстраницы с помощью нумерации. Используется в поисковых системах, интернет магазинах и прочих сайтах, где есть необходимость деления большого контента на несколько кусков. Обычно выглядит вот так:
Преимущества пагинации:
Мы рекомендуем задействовать следующие правила, которые помогут избежать критических ошибок:
Отсылают к site.ru/catalog/books/, но при этом может возникнуть ситуация, когда на самом деле ссылка будет вести на site.ru/catalog/books/page-1/. Для решения данной ошибки нужно настроить 301 редирект со страницы с параметром page-1 на основную страницу раздела/подраздела.
К выбору метода настройки нужно отнестись серьезно. Также стоит выбирать исходя из того, каким бюджетом вы располагайте. Основные стратегии:
Реализацию этого метода на сайте рекомендует поисковая система Яндекс. Суть заключается в том, чтобы проставить на каждой странице пагинации тег link с атрибутом rel="canonical", который будет указывать на первую (основную) страницу.
Например, на сайте есть раздел с книгами site.ru/catalog/books/, соответственно на всех страницах пагинации этого раздела: site.ru/catalog/books/page-2/ и т.д., необходимо указать канонический адрес следующего вида:
Поисковик всё ещё будет обходить неканонические страницы, но не будет добавлять их в индекс. При этом товары/услуги, которые находятся на неканонических страницах, будут известны поисковым роботам, а значит будут индексироваться.
Однако canonical это рекомендация. Для поискового робота данный атрибут является лишь рекомендацией от вебмастера. Это значит, что если каноническая и неканоническая страница схожи друг с другом, то неканоническая не попадёт в индекс, и наоборот, если отличаются, то неканоническая может попасть в индекс. В таком случае вам остаётся лишь следить за ошибками, которые фиксирует Яндекс Вебмастер и Google Search Console.
Не тривиальный метод суть которого заключается в том, чтобы оставить все страницы пагинации в индексе, при этом не преобразуя их в дубли. Данный подход выбирают исходя из сохранности ссылочных связей для товаров, а также во избежания выпада товаров/услуг из индекса.
Для реализации этого метода нужно соблюсти общие рекомендации, а также уникализировать мета тег Title и Description по шаблону:
Пример для site.ru/catalog/books/:
Мы не рекомендуем такую настройку т.к. это может привести к возникновению дублирующего контента и исправление ошибок приведет к ещё большей работе, и тратам для владельца сайта. Несмотря на то, что сторонники данного подхода указывают на плюсы в индексации, мы считаем, что любой сайт с хорошей структурой и наличием Sitemap.xml будет уверенно индексироваться без каких-либо проблем.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13202 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Самый неудачный вариант, по нашему мнению. Суть заключается в том, чтобы совсем закрыть страницы пагинации от поискового робота. Это можно сделать с помощью директивы Disallow в robots.txt, а также при помощи .
При реализации метода есть риск плохой индексации товаров/услуг. Потому что поисковый робот не будет обходить страницы, которые запрещены, а значит карточки товара могут остаться без обхода и не попасть в индекс.
Закрывать пагинацию таким способом стоит, если вы заметили, что в индексе появилось большое количество дублей. В таком случае это избавит вас от ошибок, но не избавит от риска плохой индексации сайта.
Этот вариант подразумевает помимо обычной нумерации, дополнительно реализовать кнопку “Показать ещё”. При нажатии на кнопку пользователю будет показано ещё n-ое количество товаров/услуг.
К примеру такой способ использует магазин Леруа Мерлен и Я.Маркет.
Преимущества заключаются в юзабилити для пользователя (особенно с мобильных устройств). А также в скорости загрузки, ведь загружается не вся страница, а лишь блок с карточками товара.
Здесь же стоит отметить динамическую загрузку контента в разделе/подразделе. Единственное отличие этого способа от способа с кнопкой в том, что пользователь не нажимает кнопку “Показать ещё”, а ему сразу выдаётся блок с товарами.
Реализация потребует дополнительного бюджета, но этот вариант лучше всех остальных. При настройке необходимо тщательно проверять то, как поисковики воспринимают вашу работу с помощью Я.Вебмастер и Google Search Console.
Мы собрали небольшой список лидеров тех или иных ниш, чтобы показать, какие методы более популярны.
Можно предположить, что самой предпочтительной стратегией является именно реализация атрибута canonical ссылающегося на первую страницу. Затем идёт AJAX технология.
Пагинация облегчает навигацию пользователей, разбивает контент на части, тем самым увеличивает скорость загрузки страниц. Но неправильная настройка приведёт к возникновению дублей и плохой индексации страниц сайта. Поэтому так важно настроить всё сразу и правильно.
Если у вас небольшой бюджет или для вас это пока что не является первоочередной задачей, то мы рекомендуем использовать вариант с настройкой атрибута canonical. Но если есть возможность доработать сайт, то стоит задуматься над применением AJAX технологии.