
Товарный знак - это не только инструмент защиты интеллектуальной собственности, но и дополнительный доход. Как это работает? Просто передайте права на свой бренд с помощью договора отчуждения, лицензии или франшизы.
Если кратко, то договор отчуждения подойдет вам, если вы хотите передать права на товарный знак другому лицу в полном объёме, то есть фактически продать его.
Если вы рассматриваете возможность временно предоставить право использования знаком, оставаясь его владельцем, то оптимальным вариантом будет договор лицензии.
Договор франшизы станет наилучшим выбором, если вы планируете передать в пользование целый комплекс, включая не только сам знак, но и модель, по которой выстроен ваш бизнес. При этом вы также останетесь владельцем знака.
Расскажу о каждом способе передачи прав подробнее.
Отчуждение — это процесс, в котором владелец товарного знака передаёт навсегда другому лицу все или некоторые права на этот знак.
Как можно передать права частично? К примеру, ваша компания производит одежду и косметику под одним брендом, но решает сосредоточиться только на производстве одежды. Одежда относится к 25 классу, а косметика — к 3 классу МКТУ.
Вы можете продать права на знак в 3 классе косметической фирме.
Важные аспекты при оформлении договора отчуждения:
Как зарегистрировать договор отчуждения в Роспатенте:
Лицензионный договор позволяет “сдать в аренду” свой товарный знак на определённых условиях. Как и в случае с отчуждением, можно передать в пользование все зарегистрированные за вами классы МКТУ или же только некоторые из них.
Например, владелец спортивного магазина зарегистрировал товарный знак для 25 класса МКТУ (одежда) и 28 класса (игрушки и спортивные товары). На данный момент ему нужен только 25 класс для одежды, 28 класс он зарегистрировал на будущее. Чтобы заработать на своём товарном знаке, бизнесмен заключает лицензионный договор на два года с производителем спортивного оборудования и получает пассивный доход.
В отличие от отчуждения, знак по лицензии можно предоставить бесплатно. Но это условие обязательно должно быть прописано в договоре. И не только это.
Тип лицензии.
Срок лицензионного договора.
Если вы выберете первый вариант и укажете конкретный срок, а затем захотите продлить лицензию после его истечения, вам придётся снова обратиться в Роспатент. Это сопряжено с дополнительными расходами. Поэтому подумайте об этом заранее.
Территория, на которой действует лицензия.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12698 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Оплата по договору.
Также в договоре нужно обозначить условия одностороннего отказа. То есть указать, в каких случаях один партнер может расторгнуть договор без согласия другого. Обсудите с партнером и возможность сублицензии: сможет ли он сам передавать ваш товарный знак по лицензии.
Без регистрации в Роспатенте договор будет считаться недействительным. Алгоритм, пошлины и сроки те же, что при регистрации договора на отчуждение:
Договор франшизы или коммерческой концессии представляет собой соглашение, в рамках которого одна компания (франчайзер) предоставляет другой компании (франчайзи) право использовать свой бренд, технологии и бизнес-модель.
Франчайзи ведёт бизнес под уже известным и успешным названием и получает экспертную поддержку. За это он обязуется регулярно выплачивать франчайзеру денежные взносы.
Особенностью договора франшизы является то, что заключить его между собой могут только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Физические лица, фонды и бюджетные организации не могут выступать в качестве стороны такого договора.
В договор необходимо включить несколько важных пунктов.
Предмет договора.
Или другими словами - что передается по договору между франчайзером и франчайзи. Если передаются только товарные знаки или патенты, то это лицензионный договор. Договор коммерческой концессии должен обязательно включать сведения о способах ведения бизнеса, объём прав (например, открытие одного магазина, трёх кафе и т. д), секреты производства.
Территория.
Вид договора.
Срок действия.
Также стороны должны решить, может ли франчайзи заключать договоры с третьими лицами (субконцессия), и обсудить условия одностороннего отказа от договора.
Роспатент проверяет все эти пункты при регистрации договора коммерческой концессии. Для этого нужно подать заявление и оплатить пошлину: 4000 рублей + 13 000 рублей за каждый товарный знак + 4 000 рублей за каждый патент/свидетельство, расширяющие предмет договора. Роспатент рассматривает документы в течение 68 рабочих дней.
Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, пишите в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Федеральное патентное бюро “Железно” с радостью вам поможет!