Международное коммуникационное агентство LAMPA и сервис для заботы о ментальном здоровье Zigmund.online провели исследование*, чтобы выяснить, как за три года изменилось моральное состояние представителей креативных индустрий — PR, маркетинга, SMM, дизайна, ивента, журналистики и других. Если в 2022 году большинство тревожилось из-за финансовой нестабильности, переработок и отсутствия карьерного роста, то к 2025-му на первый план вышли признаки выгорания: хроническая утомляемость, трудности с концентрацией и постоянная потребность в вдохновении. При этом тревожность постепенно снижается: 46% считают себя подвластными этому состоянию, однако треть специалистов отмечают снижение по сравнению с 2022 годом.
В 2022 году 22% респондентов испытывали повышенную тревожность, 13% сталкивались с проблемами концентрации, 13% подумывали о смене работы или сферы, а 12% чувствовали повышенную утомляемость. Тогда тревога ощущалась почти на каждом шагу, но при этом большинство старались держать себя в руках и справляться с ежедневными задачами.
Специалисты поделились причинами тревожности: финансовая нестабильность в компании (13%), отсутствие карьерного роста (11%) и переработки по вечерам и выходным (11%). Работать с негативной информационной повесткой, чувствовать обесценивание усилий руководством или сталкиваться с творческими кризисами также было непросто (от 7% до 10%). Меньше всего стресса, в свою очередь, вызывали общение с коллегами и клиентами и «токсичность сферы в целом» — 4,5 и 5,3% соответственно.
Сегодня тревожность отступила на второй план, но на первый вышло выгорание. Основными раздражителями для креативщиков остаются финансовая нестабильность (11,4%), постоянная потребность в вдохновении и творческие кризисы (11,2%), отсутствие карьерного роста (10,8%), а также переработки (10%). К ним добавляются обесценивание усилий руководством (10%), правки от работодателя или заказчика (8%) и кропотливая «ручная» работа (8%). Менее стрессовыми остаются работа с негативной информацией (4,8%) и общение с коллегами (4,6%).
Выгорание стало почти нормой: более половины респондентов столкнулись с ним как в 2022 году (51%), так и сегодня (52%). Признаки знакомы всем:
Способы справляться с этим тоже стали привычными: прогулки и пешие походы (10%), уход в сериалы, вертикальные видео и книги (10%), спорт (8%), соблюдение work-life balance (8%), психотерапия или работа с коучем (8%) и даже снятие напряжения алкоголем или курением (7%).
Чувство вины за то, что ментальное состояние мешает работе, сохраняется: 42% признаются, что это влияет на продуктивность, 30% стараются бороться с чувством вины, а 27% ставят своё состояние выше рабочих достижений.
«Креативные индустрии прошли путь от работы в режиме постоянной тревоги к системному выгоранию — и это кризис эффективности для всего рынка. Команды привыкли работать на высоких скоростях, но долго не брали во внимание цену такой гонки. В итоге бизнес больше не может позволить себе игнорировать ресурсное состояние команд, оно стало критическим фактором для создания сильных продуктов и удержания конкурентного преимущества. Инвестиции в поддержку сотрудников сегодня — это не просто HR-тренд, а вопрос выживания и развития для всей индустрии», — комментирует Екатерина Петрова, руководитель интегрированных коммуникаций международного коммуникационного агентства LAMPA.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13229 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Чтобы сохранять баланс, креативщики научились выстраивать личные границы: 17% ограничивают новости, 15% работают строго по будням, 14% уделяют время спорту и себе, 13% следят за качеством сна, а 11% регулярно посещают психолога или психотерапевта.
Среди тех, кто не обращался к специалистам, 27% считают, что это дорого, 11% не нашли подходящего психолога, а 10% предпочитают решать проблемы самостоятельно. Помогают самые разные ресурсы: респонденты особо выделяли саморефлексию, поддержку семьи и друзей, спорт, путешествия, или смену работы вовсе.
*В опросе приняли участие более 1000 представителей креативных индустрий из разных регионов России.
LAMPA — международное коммуникационное агентство, специализирующееся на брендинге, запуске новых проектов и продуктов, креативных интеграциях, нестандартных ивентах и антикризисном PR. В 2024 году «Рейтинг Рунета» добавил LAMPA в ТОП-3 агентств по услугам PR-сопровождения компаний и в ТОП-10 digital-подрядчиков крупнейших компаний. А жюри XXVI Международного фестиваля рекламы и маркетинговых коммуникаций Silver Mercury наградило #lampateam в номинации «Лучшее некоммерческое мероприятие».
Zigmund.online — один из крупнейших сервисов для заботы о ментальном здоровье в России, работающий с 2018 года. Платформа развивает культуру бережной, доказательной психотерапии и рассматривает ментальное здоровье как ресурс личного и командного роста. На платформу проходят отбор только 10% кандидатов — сегодня это более 1 000 специалистов. Сервисом пользуются более 100 000 клиентов. Концепция Zigmund.online основана на идее, что счастью можно научиться — шаг за шагом, с профессиональной поддержкой.