Первая Дюна была фильмом с отличным визуалом, а вторая, при всей посредственности, получила высочайшие оценки. Ответ в эффекте голого короля – и даже пафосные маркетологи на конференции были в шоке от этого материала. Без лишних слов, к разбору:
На связи Awake – мы делаем сайты и контент-маркетинг для Голливуда, Газпрома, Минтранса и не только
И прежде чем перейти непосредственно к Дюне, давайте кое-что уточним…
Вспомним сказку: жил да был король, которому 2 мошенника, сыграв на его тщеславии, подсунули «невидимое платье» – на самом деле просто воздух, пшик. По условиям, «невидимое» оно было лишь для тех, кто не искушен в моде, а человек с достаточно тонким вкусом отлично видел сии прозрачные одежды.
Разумеется, королю было неловко показаться дураком. Оставалось поверить, что он и сделал. А вслед за ним не ударили в грязь лицом и министры – и тоже восхитились красотой новых царственных одеяний. Затем все вместе они вышли на улицы города, чтобы и народ тоже заценил, какой король крутой. И народ заценил – ведь и король выглядел уверенно, и министры. Они же люди умные, образованные. Значит, все супер, можно аплодировать. И лишь один мальчик, который еще не научился подстраиваться под чужие интересы и мнения, недоуменно воскликнул: «Так это, братва – король-то голый!»
Это я и называю эффектом голого короля – когда человек вместо того, чтобы подумать своей головой, проанализировать, выдать собственное мнение, ориентируется на неких авторитетов. Для того, чтобы быть ближе к некоему сообществу – например, к элитариям, интеллектуалам.
«Научная» формулировка для душнил: Эффект голого короля – подавление рационального восприятия из-за желания быть частью большего.
Как вы уже могли заметить, это очень близко к социальному доказательству – психологическому принципу, когда человек принимает решение на основе мнения других людей. В свою очередь, социальное доказательство – это такой инструмент продаж, а если проще – манипуляция. В самом хорошем смысле: по-настоящему бесценная и нужна как маркетологам и продавцам, так и каждому клиенту.
Прикиньте сами: принимая социальное доказательство я…
Не нужно думать, выбирать и брать ответственность – это же идеально! В первую очередь для самого потребителя. Но и продавец ничем не рискует – ведь он ни к чему не принуждает клиента. Именно поэтому в продажах без социальных доказательств, как правило, не обходится.
Причем, социальные доказательства бывают разными. Я бы выделил 3 вида:
Вроде понятно, в чем заключается эффект голого короля и почему он является отдельной веткой социального доказательства. Теперь давайте смотреть, как эту технологию юзает бизнес.
Изначально Дюна – это книжка в жанре фантастика. Популярная, даже культовая серия, про которую известно, что ее крайне сложно нормально, качественно и интересно экранизировать. Раньше фанаты спорили, чья версия Дюны круче – фильм Дэвида Линча или сериал Джона Харрисона. Пока в 2021 году не вышла экранизация от Дени Вильнева.
Ранее Дени Вильнев уже снимал фантастику – офигенный и непонятый «Бегущий 2049», ломающее мозг «Прибытие». Он умеет работать с кадрами, визуальным повествованием – смотришь его фильмы в кинотеатре и челюсть отпадает от пафоса происходящего. Вкусных таких кадров, при этом очень реалистичных.
Такой и вышла первая Дюна в 2021 году – немного непонятной, зато чертовски красивой. Как говорится, «к такому жизнь меня не готовила» – сидишь 2.5 часа и очень медленно, через диалоги и долгие кадры без какой-либо динамики проникаешься новым, доселе неизвестным миром. Мне, как человеку неподготовленному, все равно было интересно и многое понятно. Но самое главное – визуал. Он покорял. Мой любимый кадр – погружение в нефть Владимира Харконнена. Уж не знаю, что за магия, но эта самая нефть как будто сквозь экран сочилась, норовя затопить зал – настолько реалистично и… вкусно снято.
К сожалению, первая Дюна не отбила бюджет, оказалась финансовым провалом. И это при том, что одной из маркетинговых уловок был тейк о том, что от сборов будет зависеть, снимут ли продолжение – хотя концовка фильма очевидно указывала на то, что продолжение будет, его не могло не быть. Но создатели хотели таким образом стимулировать людей смотреть фильм в кинотеатрах. В итоге фильм не собрал кассу, но вторую часть все равно сняли.
В начале 2024 вышла вторая часть Дюны. После неплохой первой части, ожидания были высокими. Тем более, что из каждого утюга были отзывы и зрителей и критиков о том, какой это гениальный шедевр, гораздо круче первой части и вообще не поддается описанию. Словом, ЭТА НАДА ВИДЕЦ.
Ну, что ж – помчался в кино. И остался разочарован. Забавно, что с собой я звал друга, который отказывался идти, потому что «да сто пудов будет опять мелодрама какая-нибудь». Для меня было необъяснимо, откуда такие мысли, это же ДЮНА. АРАХИС! НЕФТЬ! СПАЙС! А что в итоге?
Спойлер:
Мелодрама. Это оказалась она.
Я не понял этот фильм. Точнее, я понял все, что мне показали в кадре – все, кроме основного сюжета. Дело в том, что в фильме есть интрига, суть которой никак не раскрывается. Нам просто показывают – она есть. Я не говорю о том, что все интриги следует проговаривать и разжевывать – в том же Доме Дракона интриги десницы в первых сериях показаны так тонко, что большинство зрителей их просто не увидели. И без этого сериал смотрится нормально: увидел, не увидел – это ни на что не влияет. Но в Дюне 2 без понимания основной интриги сюжет в принципе рушится.
При этом визуал фильма пострадал. Интересных кадров практически не было, многих почему-то впечатлил черно-белый салют – хотя, казалось бы, возьми любое видео с салютом и кинь черно-белый фильтр. Более того, если в первой части визуал и музыка удивляли, то во второй начинается уже какой-то фансервис. Например, когда показывают какой-то горный хребет и вовсю нагоняет пафос основная музыкальная тема – но ничего не происходит. Просто кадр ради кадра и пафос ради пафоса.
Полного обзора Дюны 2 делать не буду, если интересно мое мнение – можете почитать эту статью с разбором косяков, все в целом совпадает. И еще эту.
Но, к чему я…
Казалось бы, ну и что? Ну провалилась в прокате первая часть, а вторая окупилась – все, в общем-то, закономерно. Ее же не просто так выпустили, а как раз с расчетом окупить бюджет и заработать денег? Все так, да не так.
Согласитесь, при финансовом провале первой части было бы глупо просто взять и выпустить вторую, не провести работу над ошибками. Это не звучит как нечто прям экстраординарное, однако все-таки думается, что Дени Вильнев и франшиза Дюна хороши, конечно, но не настолько, чтобы заставить людей с деньгами взять и раскошелиться на очередной провал.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12347 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Вспомните образы из того же кинематографа: когда человек приходит в банк просить денег на бизнес, ему нужно иметь сносный бизнес-план. Иначе злой противный банкир не отсыпет хрустящих долларов. Вот фильм – это такой же бизнес-проект, на который нужно выделить деньги и который должен заработать еще больше денег. Если мы, конечно, не говорим о знакомым каждому по обзорам Евгений Баженова «безвозвратном кино». Ну вы поняли.
А раз так, значит нужно смотреть на цифры – возможно, они подскажут, в чем дело. И цифры бюджетов/сборов действительно говорят о многом:
Вроде все понятно, закономерно. Но почему решили пожертвовать маркетингом Дюны 2, вложившись в производство? Следим за руками – это, пожалуй, самая важная часть разбора:
Думаю, не нужно объяснять, куда именно ушли 100 млн рекламного бюджета. Понятно, что трейлеры, постеры и т. д. Но 100 млн – это нехилая сумма. Которой вполне хватит, чтобы оплатить множественные обзоры и рецензии.
Я не Бэдкомедиан, не хочу тратить полгода – а примерно столько мне понадобится, чтобы сделать подборку кадров из обзоров, где ютуберы проговаривают одни и те же моменты словно по методичке. Но если вы зададитесь целью убедиться, что это так – велком. Посмотрите, как я, штук 5-10 обзоров, почитайте статьи-отзывы на Пикабу, ДТФ – и поймете, что оно примерно так и есть. Совпадение ли это? Вопрос риторический.
Итак, мы разобрались, как работает эффект голого короля. Разобрались с окупаемостью Дюны 2. Теперь давайте дадим пазлу сложиться: определим 3 принципа ЭГК и поймем, почему Дюна – чистейший пример его применения.
Вспоминаем сказку: чтобы ЭГК сработал, продвигаемый продукт должен быть сложным для восприятия. Например, просто платье на вешалке – оно простое. А невидимое платье – сложное. Латте – простое. А лавандовый раф на миндальном молоке с семенами чиа-чиа – сложное.
Но мало того, чтобы продукт мы мудреным – ставка должна быть именно на его «высокость». Латте пьют все, а вот лавандовый раф – люди с высоким вкусом. Марвел смотрят все, а вот Дюну – люди с высоким вкусом.
Для понимания. Нюхать вино с умным видом, трепетно гладить какую-нибудь старую коллекционную зажигалку, в целом оттопыривать мизинчик – чаще всего, все это делается людьми под эффектом голого короля. Вот хочется человеку быть частью комьюнити ценителей вина – он тоже будет с умным видом нюхать, смаковать, раскручивать. При этом, на самом деле, ничего в вине не понимая от слова совсем. Но его рациональное восприятие подавляется, потому что желание приобщиться к высокому побеждает.
Но тут в силу вступает второй принцип – если человек не выкупит фишку, то ничего не сработает. Вам подали салат – ну салат и салат, съели и забыли. А потом вам говорят: это был салат не просто с крабовыми палочками, а из редчайшего краба из личных питомников Илона Маска, приготовленный Гордоном Рамзи. И вот уже восприятие совсем иное.
Вот чтобы эффект голого короля сработал, человек должен сразу понимать, с чем он имеет дело – куда смотреть, кого слушать, на что вестись. Но мало понять – ему еще и должно понравиться. Ведь чем позитивнее будет восприятие продукта, тем проще человеку будет поверить, что все супер.
И если все сработает удачно – человек под ЭГК станет адвокатом бренда. Ему будет очень сложно признаться самому себе и обществу (а людям, наиболее подверженным ЭГК очень важно мнение общества) в своей неправоте, в глупости, в лицемерии. Поэтому он будет со всей доступной яростью отстаивать свою точку зрения, закрываясь от других.
Как все это сработало в случае с Дюной:
Здесь очень важно подчеркнуть: в отличие от коллег из корпорации, которые намеренно говнили другу другу отпуски, люди под ЭГК, чаще всего, сами не понимают, что находятся под ним. Рациональное восприятие подавлено, а значит и винить их в этом нельзя. Больше того, я полностью осознаю, что и сам нет-нет да и подпадаю под эту манипуляцию. Потому ее и применяют – слишком уж эффективная.
И достаточно нативная, чтобы люди этих тенденций не замечали.
Вот еще несколько примеров, если Дюны и всего, чтобы выше, вам мало – для лучшего понимания и усвоения:
Здесь презентация моего доклада, на основе которого написан материал – в апреле я выступал с ним на конференции Digital Весна от Ройстата.
Одновременно утешительные и нет. С одной стороны, эффект голого короля есть, он работает, и с помощью этой манипуляции нам периодически втирают ту самую дичь. А мы и радуемся – уж больно хотим приобщиться к высокому.
Но есть и плюсы! Знание этой манипуляции поможет более рационально относится к потреблению. Меньше вестись на то, в чем действительно нет кайфа, пользы или чего мы там ищем – в общем, больше опираться на собственные ощущения, а не инфополе.
А кроме того, эффект голого короля можно использовать и на собственных проектах, раз уж он так хорошо работает. Для этого достаточно определить, что именно будет выступать той самой «высокостью», на которую должны будут обращать внимание пользователи. И затем выстроить вокруг этого комьюнити.
В канале контент-агентства Awake мы разбираем маркетинг через призму поп-культуры и выпускаем гайды по разным его аспектам. И никогда, серьезно, НИКОГДА не продаем инфопродуктов, не проводим запусков и прочей цыганщины. Потому что считаем, что хороший контент продает себя сам – и подтверждаем это цифрами по разным проектам.
Присоединяйтесь к нам, если вы:
Мы постарались заинтересовать вас. Если не получилось – штош, до встречи в душных эксельках!