Номинируйте кейсы на Workspace Digital Awards 2026. Прием заявок до 15 декабря по льготной цене, успейте принять участие!
Назад
Дизайн

Проектирование пользовательского интерфейса: главное про UI/UX в одной статье

426 
 

В жизни мы сталкиваемся с интерфейсами постоянно: от бытовой электроники до приложений в любимом смартфоне, от управления автомобилем до привычных программ, используемых на работе каждый день. Чувство раздражения, которое вызывает непонятный или неудобный интерфейс, знакомо практически всем. Но что отвечает за то, будет ли продукт удобным для пользователя? Разберемся в этой статье.  

Что такое UI и зачем он нужен

Аббревиатура  UI  расшифровывается как «User Interface» или «Пользовательский интерфейс». 

Интерфейс – это набор инструментов или обозначений для управления предметом, программой или системой. Проще говоря, это кнопки, иконки, поля и разделы, взаимодействуя с которыми пользователь может выполнить необходимое ему действие: вскипятить воду, переключить волну на радио, обработать информационные данные определенным образом и т.д. 

Без интерфейса «объяснить» системе, что от нее требуется, у человека просто не было бы никакой возможности. Впрочем, при плохо спроектированном интерфейсе, пользователь также может не понять, как этой возможностью воспользоваться. Чтобы снизить подобные риски появился UI как профессиональное направление.  

В этой статье мы будем говорить про цифровые интерфейсы, которые проектируются для взаимодействия с приложениями и CRM. Но главные принципы разработки пользовательского интерфейса похожи и в аналоговом, и в цифровом мире: управление системой должно быть по возможности простым и интуитивно понятным. И здесь нам необходимо раскрыть подробнее еще одну важную аббревиатуру – UX.

Чем UI отличается от UX?

UX расшифровывается как «User Experience», что в переводе означает «пользовательский опыт». UX неразрывно связан с UI, потому что при взаимодействии с интерфейсом пользователь неизбежно получает какой-то опыт – позитивный (если удалось легко и успешно выполнить нужную задачу) или негативный (если не удалось).

Этот опыт нельзя недооценивать, т.к. иногда он влияет на множество других бизнес-процессов. Например, будут ли сотрудники эффективно выполнять свою работу, смогут ли клиенты совершить покупку, будет ли в принципе продукт использоваться. Иногда, исправив несколько, казалось бы, незначительных элементов, можно существенно улучшить экономические показатели компании.

Проектирование пользовательского интерфейса: главное про UI/UX в одной статье

В связи с этим UX выделяют в отдельное направление. Это проведение исследований, какие задачи пользователи решают с помощью продукта, как они мыслят и действуют для этого, с какими преградами сталкиваются и как пытаются их обойти. 

Этапы разработки интерфейса пользователя

Обычно тщательная проработка UI/UX требуется для CRM, мобильных приложений, сайтов с объемным функционалом. Корпоративные сайты и лендинги меньше нуждаются в детальной проработке UI/UX, т.к. поведенческие сценарии там довольно стандартны. 

Также есть разница в работе с уже существующими проектами, которые требуют модернизации, и разработкой нового продукта «с нуля». Функционирующие проекты уже имеют некий сложившийся стереотип взаимодействия пользователей с ними и иногда доведение проекта до идеала с точки зрения UI/UX нецелесообразно. В этом случае проект дорабатывается до своей лучшей версии в рамках технических или экономических ограничений. 

Итак, этапы разработки пользовательского интерфейса.

Концептуальное исследование

В рамках этого этапа осуществляется сбор и анализ всей необходимой информации. Если у клиента уже есть готовый продукт, в первую очередь анализируют его. В этот анализ входит изучение статистики веб-аналитики, а также проведение тестов и составление Customer Journey Map (CJM).  Также проводится анализ похожих продуктов от конкурентов.

CJM или карта пути клиента позволяет визуализировать весь процесс взаимодействия пользователя с продуктом. Для составления такой карты  определяются основные задачи, которые пользователь может решать в рамках проекта, каждая задача делится на промежуточные этапы. Затем для существующего продукта проводится тест, где исследователь описывает полученный на каждом этапе опыт в таблице. При создании продукта «с нуля» таблица может быть составлена на основе предположений. Задача CJM – учесть все необходимые на каждом этапе возможности, выявить точки, где интерфейс можно улучшить.

Проектирование пользовательского интерфейса: главное про UI/UX в одной статье

Проектирование интерфейса

Далее на основе собранной информации происходит разработка интерфейса. 


Разместите
тендер бесплатно

Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.

Заполнить заявку 13203 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.


Для сложных проектов на этом этапе может составляться карта, подробно описывающая логику функционирования всего продукта в каждой из пользовательских ролей. Например, какие функции на каждой странице будут видны обычному пользователю, авторизованному пользователю, администраторам разного уровня. Обычно для разработки такой карты используются сервисы построения mind maps (например, xmind) или Figma.

Проектирование пользовательского интерфейса: главное про UI/UX в одной статье

Утверждение структуры

Далее разработанная структура проекта согласовывается с клиентом. В большинстве случаев это происходит на основе mind-карты. Но иногда для лучшего понимания механики также может быть предложен прототип.

Разработка дизайн-концепции

На этом этапе дизайнер определяется со стилем, цветовой палитрой, типографикой и другими визуальными решениями, продумывает, как сделать продукт эстетически привлекательным, и при этом простым, интуитивно понятным. 

В основном интерфейс CRM или мобильных приложений достаточно минималистичный, поэтому основная задача дизайнера здесь – разработать решение, которое не противоречит ожиданиям пользователя. Например, зеленая кнопка часто обозначает подтверждение, красная – отказ, символ «х»  – команду «закрыть окно», символ «+» – команду что-то добавить и т.д. 

Ко многим подобным обозначениям пользователи настолько привыкли, что могут не читая нажимать кнопки. Представьте, какие эмоции может вызвать интерфейс, который по воле дизайнера откажется «играть» по общепринятым правилам. Когда красная кнопка подтверждает согласие вместо того, чтобы отменить операцию, а при нажатии на «х» сверху открывается еще три окна, можно прогнозировать большое количество ошибок пользователей в попытках решить ту или иную задачу. И возможный отказ от работы с продуктом, если его использование не является обязательным. 

Разработка интерактивного прототипа интерфейса

Когда дизайн для основных страниц и окон готов, делается интерактивная версия продукта. Этот этап необходим для тестирования UX, т.к. на статичных макетах сложно получить объемное представление, какой опыт получат пользователи при взаимодействии с интерфейсом. Иногда логика, предложенная дизайнером, не кажется пользователям удобной или понятной, и они используют продукт не так, как предполагалось изначально.

Проектирование пользовательского интерфейса: главное про UI/UX в одной статье

Программирование

После того, как дизайн утвержден, проект переходит к полномасштабной реализации на уровне кода. Обычно технологии, которые будет использовать программист, определяются еще на этапе проектирования интерфейса пользователя. В связи с этим эффективно заказывать разработку проекта целиком у одного исполнителя. Так разработчик сможет учитывать все доступные ему возможности и представить готовый продукт в прогнозируемые сроки. 

Тестирование

Далее проводится финальное тестирование продукта перед публикацией. Тестировщик работает с CRM или приложением в разных пользовательских ролях, проверяет корректную работу всех функций. Если на этом этапе выявляются какие-то неполадки, их устраняют. После этого доступ к продукту получают все пользователи. 

Заключение

Мы рассмотрели весь процесс разработки интерфейса пользователя. В зависимости от потребностей конкретного проекта какие-то этапы могут быть более выражены, а какие-то – пропущены. Также работа с UI/UX может проводиться отдельно в качестве маркетингового исследования. 

Цель UI/UX – сделать продукт максимально понятным и удобным для пользователя в рамках существующих ограничений (технических, экономических, психологических). Для этого дизайнеры опираются на результаты проведенного анализа площадок клиента и конкурентов, CJM и mind-карту проекта, а также проектируют интерфейс с учетом общепринятых сценариев взаимодействия. Для экономии ресурсов проводятся промежуточные тесты на прототипах – упрощенных версиях интерфейса будущего приложения, сайта или CRM. 

В нашей студии вы можете заказать концептуальное исследование UI/UX вашего продукта, доработку существующего решения или создание проекта «с нуля».  Наши специалисты имеют большой опыт в проектировании сайтов, мобильных приложений и CRM – с примерами работ можно ознакомиться в портфолио. Надеемся, эта статья была вам полезна и будем рады дальнейшему сотрудничеству! 

Вот и весь процесс работы над UI/UX. Этапы выстроены таким образом, чтобы учесть все возможные риски и реализовать проект с минимальными затратами по ресурсам. В идеале на выходе получилось красивое и удобное решение, которое эффективно встроилось в бизнес-процессы клиента. 

Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.




426

Лучшие статьи

Поделиться: 0 0 0
Лайки за кейсы:  125 Подписчики:  0