Бизнес-клубы стали появляться в России не так давно, зато лавинообразно. Рассказываем, как создать хороший клуб и не потерять резидентов после первого года.
Вместе с Маргаритой Ушаковой, основателем Клуба Лидеров Сообществ, объясняем, как избежать популярных ошибок при создании собственного профессионального сообщества и выжить в конкурентной среде.
Бизнес клубы зародились в Англии еще в 17 веке. Они принимали исключительно мужчин с высоким доходом и положением в обществе. Это было модным явлением — например, резидентства в престижном The Hurlingham приходилось ждать до 30 лет! Для тех, кто не состоял ни в одном из клубов, придумали уничижительный термин «unclubbable». Позже даже появился анекдот: английский лорд после кораблекрушения очутился на необитаемом острове и построил три хижины. Через некоторое время его обнаружили моряки, они спросили, зачем ему три хижины. На что он ответил: «Одна — это мой дом, вторая — это мой клуб, а третья — это клуб, который я игнорирую».
Английскую традицию быстро подхватили и другие страны. Так, первый в Российской империи клуб появился в 18 веке в Петербурге.
Бизнес-клубы в современном понимании стали появляться совсем недавно. Зато в большом количестве и от самых разных основателей. Порог входа в эту отрасль остается низким — создать клуб просто, а вот дальше надо приложить много усилий, чтобы вырасти до престижного сообщества.
Каким будет клуб — зависит от многих факторов. Но главным образом — от людей, которые в нем оказались. Поэтому отбор кандидатов имеет первостепенное значение.
Рекомендую не пренебрегать бюрократическими проверками на наличие долгов, судимостей и прочих проблем с законами. И, конечно, важна проверка на cultural fit. Стоит выработать четкие критерии, например:
Процесс отбора везде происходит по-разному. Кто-то останавливается на собеседовании с основателем сообщества — на ранних этапах развития клуба этого может быть достаточно. А кто-то задействует внутреннюю службу безопасности, требует предоставить банковские выписки. В большинстве случаев, чем строже отбор, тем большее доверие будут испытывать резиденты друг к другу. И тем более глубокие вопросы можно будет решать внутри клуба.
Но даже несмотря на строгий отбор, никто не отменял человеческий фактор. Так, на моей памяти есть сразу несколько случаев, когда новые резиденты набирали долгов, вовлекали других в сомнительные проекты, после чего исчезали.
В основе cообщества лежат горизонтальные связи — чем больше и крепче они будут, тем большую ценность сможет дать клуб. Чтобы эти связи развивались, нужно внедрить эффективные инструменты общения.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13202 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
В начале пути основатели могут решить, что чата в популярном мессенджере будет достаточно. Но клуб растет, приходят новые резиденты, появляются мероприятия разных форматов, собственные библиотеки. И в этот момент мессенджер перестает справляться со всеми задачами:
Итак, простое общение с развитием клуба обрастает целым рядом сложностей. Могу порекомендовать два решения проблемы:
Маргарита Ушакова, основатель «Клуба Лидеров сообществ», эксперт по созданию и развитию бизнес-клубов, отмечает, что одна из частых ошибок — создание клуба «для себя» и за свой счет без четкой экономической модели сообщества. Упускаются разнообразные способы монетизации и пополнения бюджета клуба. В результате он становится датируемым предприятием владельца и просто чемоданом без ручки, который работал на инициативе лидера и активных участниках. Но для того, чтобы системно развиваться и расти, одного энтузиазма недостаточно. Клуб должен стать финансово самостоятельным, экономически стабильным. Для этого придется выстроить четкую модель монетизации и источников пополнения бюджета.
Сообщество может существовать в формате некоммерческой организации. Но окупать административные расходы на собственное содержание клуб обязан. «Источники могут быть разные: взносы участников, спонсорская поддержка, гранты или оказание услуг: организация мероприятий, посреднические услуги», — объясняет Маргарита.
Иногда кажется, что в век высокой мобильности, резиденции должны стать архаизмом. Но это не так. У известных бизнес-клубов России есть собственное пространство, и это дает много преимуществ. Помимо возможности отказаться от постоянного поиска подходящей площадки для клубных мероприятий, резиденция может стать удобным местом встречи и без масштабных встреч. В деловом клуб «Эталон», например, можно забронировать переговорку. Или просто прийти поработать. После пандемии COVID-19, когда многие отказались от офисов, это было очень удобно.
Большинство топовых клубов сейчас предлагают такой инструмент, как форум-группы. Это группа из 6-10 человек, которые встречаются раз в месяц по определенному формату. Форум подразумевает максимальную открытость, доверие и конфиденциальность. По правилам запрещено советовать, оценивать и осуждать. А вот делиться опытом — можно и нужно. В результате форум становится безопасным местом, где можно общаться без масок и находить решения собственных проблем. Я люблю сравнивать форум встречи с томографом: вынося свой вопрос на обсуждение, ты уже имеешь свой взгляд на проблему. Но группа может добавить еще 5-9 срезов с разных сторон.
И напоследок, я попросил Маргариту Ушакову, основателя «Клуба Лидеров сообществ» назвать распространенные ошибки, с которыми сталкиваются новички: