От Telegram до Roblox: как брендам попасть в поле зрения Z-поколения и Альфы
Они не читают длинные тексты, не смотрят телевизор и могут распознать рекламу с первых секунд. Зумеры и альфа — поколения, которые полностью изменили правила игры для брендов. Кто они, как потребляют контент и что нужно делать, чтобы завоевать их внимание? Погружаемся в мир, где главное — не продать, а вовлечь.
Для начала давайте разберёмся, чем отличаются эти поколения, как они растут, что влияет на их поведение.
Зумеры (Gen Z) — это те, кто родился примерно с 1997 по 2012 год. Сейчас им от 13 до 28 лет. Многие еще учатся в школе, колледже или вузе, кто-то уже работает или только начинает карьеру. У большинства зумеров есть свой доход — подработка, фриланс или постоянная работа. А значит, они сами решают, на что тратить деньги: новый гаджет, подписка на сервис или стаканчик кофе с друзьями.
Альфа (Gen Alpha) — это те, кто родился в 2013 году и позже (и даже те, кто только родится в ближайшие пару лет). Им сейчас до 12 лет, большинство ходит в школу или в садик. Они буквально выросли с гаджетом в руках и не понимают, каково это — жить без сенсорных экранов. У этого поколения нет своих личных финансов, но они всё чаще влияют на выбор семьи: где поужинать вместе и что посмотреть вечером.
Именно цифровая среда, в которой растут эти поколения, формирует их уникальные медиапривычки и ожидания от контента.
Прошли те времена, когда текстовые посты могли привлечь внимание молодой аудитории, как раньше. Сегодня приоритет отдается динамичному и визуальному контенту. Главный критерий — личная заинтересованность: если контент не «цепляет» с первых секунд, он просто игнорируется.
Наиболее популярные платформы у поколения Z — YouTube, Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ), TikTok и Telegram. Они не просто потребляют — они анализируют. Молодые пользователи легко отличают свойственный контент от рекламной постановки. Брендам важно быть честными и последовательными — признается не реклама, а соответствие ценностям.
Это неудивительно, учитывая, сколько времени зумеры проводят в сети: 81% представителей поколения Z ежедневно находятся в социальных сетях более часа, а более половины — свыше трёх часов. Такой уровень вовлечённости делает их крайне чувствительными к качеству контента и стилю коммуникации.
Эмоции — основа покупательского выбора. Зумеры готовы платить не столько за сам товар, сколько за эмоции, опыт и впечатления, связанные с покупкой. Упаковка, история, образ бренда, отзывы, формат подачи — всё это влияет на решение.
Популярные форматы среди Z-поколения:
Даже простое видео «как составить бюджет» или «закупка продуктов на неделю» может получить миллионы просмотров — если оно говорит на языке аудитории.
Учитывая такие предпочтения, платформы постоянно совершенствуют свои алгоритмы — они персонализируют ленты, продвигают контент с высокой вовлеченностью и всё чаще делают ставку на креаторов, а не на традиционную рекламу. Именно этот подход помогает брендам быть ближе к молодежной аудитории и оставаться для неё интересными.
Зумеры не ищут товар — они ищут впечатления. И компании, которые это понимают, получают их внимание.
Авиасейлс, ЖК «Берег Волги», LAYKASMM, Авиакомпания Ryanair.
Золотое яблоко, Сервис «Всё сдал», ТРК «Модный Квартал».
Однако за этим поколением стоит новое — Альфа, которое растёт в условиях ещё более стремительных цифровых изменений и формирует свои собственные правила игры.
Поколение Альфа использует платформу TikTok, Shorts и Reels. Около 80% представителей Альфа отдают предпочтение видеоконтенту, а не изображениям или тексту. Для них особенно ценен контент, который одновременно развлекает и обучает. Внимание привлекается буквально за 4 секунды — именно столько времени есть у бренда или автора, чтобы заинтересовать зрителя, иначе они свайпнут видео на другое.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Это подтвердила Мария Янковская, одна из исполнительниц хита «Sigma Boy». Источник: Канал «Слово»
Представители этого поколения играют в видеоигры с раннего возраста, и это влияет на их мышление с точки зрения активного участия в поиске решений. Бренды запускают ненавязчивую рекламу прямо внутри игровых миров — через скины, квесты, ивенты. Это работает лучше, чем баннеры или прямая реклама — реклама становится частью игрового опыта.
Например, в игре Roblox компания Vans создала виртуальный скейт-парк, где пользователи могли выполнять трюки. Игра привлекла более 100 миллионов посещений, демонстрируя успех в привлечении молодежной аудитории. В игре Minecraft компания mattel создала виртуальный летний лагерь с рыбалкой, походами и другими активностями, позволяя игрокам исследовать бренд в игровом контексте. Для них важно, чтобы бренд был «в их мире», а не навязывался извне. Нужно помнить, что альфа ещё маленькие дети, поэтому родители во многом контролируют их потребление контента и выбирают безопасные и познавательные материалы, которым можно доверять.
Представители современного поколения растут в мире, где границы между развлечением, обучением и рекламой практически стерты. Это заставляет компании подходить к коммуникации иначе, чем с зумерами.
SMM для зумеров — это про смысл и эмоцию, для альфы — про опыт и вовлеченность. И если бренд хочет быть услышанным — он должен быть не просто в интернете, а в нужном формате и в нужном контексте.
Главный фокус — на цифровом взаимодействии. Молодая аудитория не хочет пассивно потреблять, она хочет участвовать. Это позволяет формировать эмоциональную связь с брендом и повышает заинтересованность.
Смешение онлайн и офлайн форматов — эффективная стратегия. Использование AR и VR-технологий даёт бренду возможность выделиться и предложить уникальный пользовательский сценарий.
Поколения Z и Альфа не воспринимают навязчивую рекламу. Им важна честность, простота и ощущение, что бренд говорит с ними на равных. Разговорный стиль, быстрая реакция на тренды — вот ключевые элементы коммуникации. Даже многие мемы в таких условиях живут максимум несколько недель. Поэтому нужно постараться, чтобы заинтересовать аудиторию.
Также из популярных механик является геймификация. Она позволяет превратить маркетинг в увлекательный процесс: кастомизация, рейтинги, достижения, персонажи — всё это удерживает внимание и создаёт дополнительную ценность.
Теперь разберем успешный пример работы с молодёжной аудиторией — проект «Лайки» издательство «ГеоДом».
Одна из ключевых находок бренда — маскот Чибук, обаятельный зяблик, ставший неотъемлемой частью визуального стиля компании. Его образ используется на упаковках, в рекламных материалах и активно интегрируется в digital-коммуникации. Чибук помогает бренду говорить с аудиторией на понятном языке, вызывать симпатию и создавать узнаваемость.
«ГеоДом» грамотно выстраивает своё присутствие в социальных сетях, делая ставку на разнообразие контента. Бренд активно использует интересную подачу продукта, адаптируя её под предпочтения молодой аудитории. Визуальный стиль сочетается с интерактивами — викторины, голосования или конкурсы. Также в стратегию входят трендовые посты, в которых бренд ловко реагирует на актуальные инфоповоды и мемы — Привет Дима! Не менее важную роль играют короткие ролики с участием блогеров — они на одном языке с аудиторией передают образ продукта.
Успех бренда во многом обеспечен продуманной маркетинговой стратегией, выстроенной в несколько этапов:
Комплексный подход позволяет бренду быть не просто заметным, а по-настоящему значимым для своей аудитории.
Использование маскота, чёткое понимание интересов целевой группы и активная работа в digital-среде делают «ГеоДом» примером того, как традиционная компания может эффективно взаимодействовать с молодым поколением и оставаться современной.
В условиях стремительно меняющихся цифровых трендов брендам необходимо следить за молодёжной аудиторией. Z и Альфа — это не просто новые потребители, это носители новых медиа-привычек, ожиданий и ценностей. Их внимание стоит дорого, и получить его можно только через искренность, креативность и гибкость. Работая в их среде, используя родной для них язык визуала, юмора и взаимодействия, бренд получает шанс стать частью их мира — а не всплывающим баннером. SMM в 2020-х — это уже не про охваты и лайки, а про смысл, вовлечённость и точную настройку на поколение. Кто поймёт это первым — тот и выиграет битву за внимание.