Пробки и долгое ожидание на светофорах — ключевые проблемы любого мегаполиса. Для их решения создаются интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые анализируют дорожную обстановку и управляют движением в реальном времени. Создание такой системы — это сложный процесс, требующий определенных технологий и команды разнопрофильных специалистов.
В основе ИТС лежат данные. Чтобы система могла принимать решения, она должна постоянно собирать и обрабатывать информацию о дорожной ситуации, создавая ее динамическую модель.
Источником данных служат IoT-устройства: индукционные петли в асфальте, радары, камеры и GPS/ГЛОНАСС-трекеры в общественном транспорте. За их выбор, установку и бесперебойную передачу данных отвечает инженер по IoT.
Полученный поток информации обрабатывает специалист по данным (Data Scientist). С помощью технологий Big Data он анализирует гигабайты сведений, находит в них закономерности и строит прогнозы. Он работает с двумя типами данных: статическими (геометрия дорожной сети, расположение светофоров, скоростные лимиты) и динамическими (скорость и плотность потока с датчиков, GPS-координаты транспорта, погодные условия). На основе их анализа модель может, например, автоматически распознать начало нештатной ситуации — резкое падение скорости потока — и предложить варианты решения еще до того, как образуется полноценная пробка.
Аналитическое ядро ИТС — это алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения. Их создают программные разработчики. Такие алгоритмы управляют работой светофоров или, используя технологию Computer Vision, распознают на видео с камер различные инциденты: ДТП, остановившийся автомобиль или посторонний объект на дороге.
Технологии работают под управлением команды специалистов, где у каждого своя роль.
Системный архитектор проектирует общую структуру ИТС. Он определяет, как все ее компоненты — от датчиков до серверов — будут взаимодействовать между собой, и отвечает за общую отказоустойчивость.
Инженер по транспортному планированию использует систему для решения практических городских задач. Он анализирует транспортные потоки, моделирует эффект от изменения схем движения и ставит задачи для команды разработки. Визуализировать его модели на картах помогает ГИС-специалист.
Поскольку ИТС является критически важной городской инфраструктурой, ее защиту от внешних угроз обеспечивает специалист по кибербезопасности.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Внедрение ИТС связано не только с техническими, но и с организационными сложностями. Первая проблема — интеграция. Необходимо обеспечить совместимость нового оборудования и программного обеспечения с уже существующими городскими системами, часто устаревшими.
Вторая сложность — конфиденциальность. Система собирает большие объемы данных о передвижениях, поэтому требуется разработка строгих правил их использования и анонимизации. Третья — высокая стоимость внедрения и поддержки, а также трудность точного расчета экономического эффекта в краткосрочной перспективе.
Четвертая сложность — нормативно-правовая и социальная. Внедрение ИТС часто опережает законодательство. Возникают вопросы о владении данными, ответственности за решения, принятые искусственным интеллектом, и стандартах для нового оборудования. Кроме того, проект требует преодоления ведомственной разобщенности: необходимо заставить дорожные службы, общественный транспорт и полицию работать в единой информационной среде. Без общественного одобрения и доверия со стороны горожан, которые могут воспринимать систему как инструмент контроля, масштабные проекты также рискуют провалиться.
Технологическое развитие определяет следующие шаги в управлении трафиком. Широкое внедрение стандарта 5G обеспечит сверхбыструю связь с минимальной задержкой. Это необходимо для массового использования технологии V2X (Vehicle-to-Everything), при которой автомобили смогут напрямую обмениваться данными друг с другом и с дорожной инфраструктурой.
Технология V2X, в свою очередь, является ключевым элементом для безопасной эксплуатации полностью беспилотного транспорта. Кроме того, данные с датчиков в дорожном полотне позволят перейти к предиктивному обслуживанию — система сможет заранее сообщать о необходимости ремонта дорог, работая на опережение.
Эффективная интеллектуальная транспортная система — это результат совместной работы инженеров, аналитиков и разработчиков. Она напрямую влияет на безопасность, экологическую обстановку и экономику города за счет сокращения пробок и оптимизации движения. Успех таких проектов определяется как качеством выбранных технологий, так и экспертизой команды, которая их внедряет.