31,6% респондентов — это студии со штатом от 8 до 15 сотрудников, 24,5% — от 4- до 7, 15,3% — от 16 до 20.
Закономерно, что весомая часть опрошенных представляет Москву и Санкт-Петербург.
19,2% опрошенных стараются откликаться на тендеры ежедневно, 18,3% — почти каждую неделю, 15,4% — хотя бы раз в месяц. 10,6 % вовсе не прибегают к этому способу привлечения заказчиков. Интересно, что в рамках аналогичного исследования, проведенного полтора года назад, этот вариант ответа выбрало 29,2%. На лицо — динамика повышения интереса к тендерам со стороны веб-студий. Разумно предположить, что одной из главных причин этому является дефицит лидогенерирующих форматов и площадок.
1,9% респондентов заявили, что получают заказы исключительно посредством тендеров, 3,9% — что, такие заявки составляют
Основной причиной, по которой веб-студии отказываются от участия в тендерах являются непосильные для студий затраты на подготовку откликов/предложений. Этот вариант выбрало более половины опрошенных — 56,3%.
46,2% респондентов не зафиксировали системную разницу между бюджетами заказчиков, полученных посредством тендеров, и заказчиков, полученных из других источников. А почти треть (31,7%) уверена, что таким образом им получается привлекать бОльшие бюджеты.
Как и ранее, для тендеров на веб-разработку характерны бюджеты нижнего (до 200 000 рублей) и среднего ценового сегменты (от 200 000 до 750 000 рублей). Эти варианты ответов выбрало 40,4% и 44,2% опрошенных соответственно.
Что касается тендерных площадок — лидеры 2016 года усилили свои позиции. В частности, тендерной платформой 1С-Битрикс пользуются 36,9% опрошенных (ранее этот показатель составлял 12,3%), Сбербанк-АСТ — 16,5% (вместо 11,7%) и т.д. Этот факт также косвенно подтверждает повышение интереса к тендерам со стороны веб-студий.
Несмотря на то, что детальная проработка предложений для организаторов тендеров является одним из важнейших параметров определения победителей, лишь 78,6% студий предоставляет детальную смету. 41,7% готовят подробную презентацию, 15,5% — варианты креативных концепций, 11,7% — макеты основных разделов.
Согласно свежему опросу организаторов тендеров, тяга приглашать в конкурс как можно большее количество потенциальных подрядчиков постепенно пошла на убыль. Однако проблема есть до сих пор, и для 27,9% студий такая линия поведения организаторов является причиной отказа от участия. Интересно, что в большинстве случаев подобные решения не зависят от размера бюджета проекта.
Еще одна распространенная причина отказа от участия в тендерах — сжатые сроки проектов. 14,4% студий вовсе не готовы биться за подобные предложения, 42,3% готовы рассмотреть такую вероятность, а 43,3% вовсе не смущает данное условие.
61,5% респондентов не видят отличий в специфике работы с клиентами, полученными посредством тендеров, и из других источников. Однако для 28,8% отличия есть, и они негативные. Впрочем, для 9,7% реализация проектов, полученных через тендеры, является более комфортной.
Несмотря на то, что подготовка тендерной заявки занимает большое количество времени, лишь 14,4% всегда включают стоимость этих человеко-часов в смету, в то время как 48,1% этого не практикует.
Сопоставив данные опроса веб-студий 2018 года, опроса студий 2016 года и опроса организаторов тендеров 2018 года, удалось выявить несколько положительных тенденций:
Согласно результатам аналогичного исследования, проведенного в 2016 году, 29,2% веб-студий вовсе не прибегают к поиску заявок посредством тендеров. Этот же показатель в 2018 году составил 10,6%. На лицо — рост интереса к тендерам со стороны представителей рынка веб-разработки.
Немного выросла и степень доверия к конкурсам. Если в 2016 году в их прозрачность и объективность не верило 30,3% опрошенных, то в 2018 — 28,2%. Это косвенно подтверждает, что тендерная инфраструктура постепенно становится более цивилизованной и понятной для участников.
Увеличились и бюджеты проектов, получаемых агентствами через тендеры. В 2016 году 71,2% студий заявили о том, что большинство заявок, получаемых таким образом, имеют бюджет до 200 000 рублей. В этом году этот же показатель составил лишь 40,4%. А количество агентств, получающих заявки с бюджетом от 200 000 до 750 000 рублей, за полтора года увеличилось на 17,6%.
Что касается работ, проводимых бесплатно в рамках обработки тендерной заявки, то меньшее количество студий стало прорабатывать детальные сметы (86,8% в 2016 году и 78,6% — в 2018). А вот подробные презентации, наоборот, стали более распространенным явлением (30,4% в 2016 и 41,7% в 2018). Такая тенденция может быть следствием другой — для многих организаторов тендеров бюджет перестал быть главным критерием выбора подрядчика, пришло понимание, что для будущего проекта важнее специализация и опыт работы агентства.
Еще одна тенденция, которая уже сейчас вносит изменения тендерный ландшафт, касается привлечения удаленных подрядчиков. На данный момент 71,7% опрошенных организаторов тендеров заявили, что готовы рассматривать отклики от иногородних компаний. В связи с чем столичные агентства уже скоро могут почувствовать усиление конкуренции.
В данный момент для 27,9% агентств большое количество приглашенных в тендеры является причиной отказа от участия в борьбе. Однако, в ближайшем будущем эта цифра может существенно измениться, так как отмечен тренд на уменьшение количества приглашаемых в конкурсы агентств. Согласно последним данным, 15,2% организаторов предпочитают приглашать в тендеры по
43,3% студий готовы участвовать в тендерах на реализацию проектов со сжатыми сроками. Очевидно, что это хорошее конкурентное преимущество, так как порядка 40% организаторов конкурсов рассматривают вероятность поиска подрядчика именно на такие проекты.