Я — Дмитрий Шестаков, сооснователь агентства Сайткрафт. Одна из наших специализаций — разработка маркетинговых стратегий (своеобразной инструкции). Боль, — скажете вы. Да. От стратегии зависит 90% успеха бизнеса. Один неверный шаг и расстрел. Поэтому нужно подходить к самому процессу создания стратегии с умом. В статье поделюсь моментами, без которых любая инструкция работать не будет, и денег тоже не будет. Проверено на себе.
Когда к нам за помощью обращается клиент, то в первую очередь мы интересуемся, есть ли у бизнеса маркетинговая стратегия. Неважно, представитель пришёл к нам на бесплатную консультацию или же целенаправленно обратился, например, за SEO продвижением.
Почему от нас поступает такой вопрос?
В процессе мы начинаем понимать, как выстроена внутрянка; есть ли порядок, различные анализы (по типу ЦА или даже рынка) и т. д. Это помогает выстроить дальнейший план действий, где мы:
Давайте представим ситуацию: вы пришли к стоматологу. У вас ничего не болит, но вы решили следить за здоровьем полости рта.
Доктор начинает задавать вам вопросы: как вы ухаживаете за зубами, как часто посещаете стоматолога и другие.
Профилактика — целая система. К ней нужно тщательно подготовиться:
И только в конце «предварительных» процедур можно приступать к действиям.
Вот сколько действий происходит перед тем, как ваши зубы начинают приобретать здоровый вид.
В маркетинге всё происходит точно так же. Например, взгляните на результат, которого достиг наш клиент:
И таких результатов нам бы не удалось достичь без проведения «предварительных» работ. Поэтому давайте остановимся на них подробнее.
Перед началом активных работ нужно провести подготовительные. Только мы называем этот процесс не гигиенической чисткой, как у стоматологов, а гигиеническим минимумом.
При сотрудничестве с клиентами мы опираемся на 5 постулатов.
1. ABC-анализ.
В процессе мы определяем приоритетные продукты. Например, у нас в агентстве при разработке собственной стратегии мы выделили следующие направления:
А вот у клиента с результатами выше продукт сложнее. Это высокотехнологичное оборудование — центробежные компрессоры с ограниченным спросом. В этом случае ограничение происходит не из-за отсутствия актуальности, а ввиду незнания ЦА, что она ЦА. Сложность в том, что заводы не знают, как получить хорошее оборудование дешевле.
ABC-анализ выявляет то, на чём специализируется компания и выстраивает вектор развития. Нет смысла тратить время на те направления, которые не приносили или не приносят денег уже сейчас.
Это один из важных этапов. Если неправильно определить продукты, то вся дальнейшая стратегия не будет иметь смысла.
Если бы мы сразу не определили особенность продукта клиента, то ошиблись уже в самом начале формирования стратегии.
2. Мониторинг спроса в интернете.
Итак, вы определились с тем, какой товар или услугу хотите продать. Теперь важно понять, насколько это актуально?
После поиска ответов на эти вопросы вы либо подтвердите ABC-анализ, либо вернётесь на шаг назад, чтобы изменить продукт. В этом ничего страшного нет. Главное — определить, в чём ваше преимущество (как компании) и насколько это необходимо обществу.
3. Формирование финансовой модели.
Во время неё необходимо понять, соответствует ли выбранный продукт вашим целям и действительному финансовому положению.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12177 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Например, вы решили, что будете специализироваться только на контекстной рекламе. Определили, что она в целом востребована. Запланировали выручить на ней 100 млн р. Но! Не учли, что ниша, в которой хотели бы работать, в контексте не нуждается. Там, например, больше востребовано SEO. В таком случае компания будет работать в убыток, клиентов мало, а зарплату сотрудникам платить нужно.
Чувствуете, да, как каждый последующий пункт плотно связывается с предыдущим. Так и должно быть.
Макет финансовой модели позволяет вычислить:
Исходя из неё вы поймёте, будет рентабелен ваш бизнес или нет.
4. Создание портрета клиентов, которые покупают приоритетные продукты. Здесь же портрет ЦА.
Здесь всё просто — вы анализируете своего потенциального покупателя.
5. Исследование аналогичных и смежных продуктов.
В этом пункте вы разбираете ваших конкурентов:
Только после всех этих подготовительных работ можно приступать к выбору самой стратегии или к выбору инструментов.
Когда вы провели подготовительные работы, хорошо было бы приступить к созданию промежуточной стратегии (или коммуникационной). Она также является обязательной. Постарайтесь ответить самому себе:
На эти 3 вопроса можно ответить уже при проведении гигиенического минимума. В этом вам помогут 1, 4 и 2 пункты соответственно.
Вы молодцы! Остаётся дело за малым — выбрать инструменты достижения цели. Их мы поделим:
- прототип сайта;
- SEO-стратегия;
- стратегия по контекстной рекламе;
- стратегия по таргетированной рекламе;
- комплекс из PR-стратегии + стратегии контент-маркетинга + стратегии продвижения в соцсетях (их можно как разделить, так и объединить в одну).
Каждый случай лучше разбирать в отдельности. Но в целом вам поможет гигиенический минимум + промежуточная стратегия.
Без этого как бы вы ни старались и каким бы потрясающим ни был ваш продукт — развития, пользы (как говорит Влад Сидоров, креативный руководитель в жёлтом банке) и денег — не будет.
А создать стратегию тяп-ляп — может каждый. Только смысла в ней не будет. Ни клиентов, ни продаж, ни денег.
Чтобы этого не произошло, приглашаем вас на бесплатную 1,5-часовую консультацию с нашим ведущим маркетологом.
Мы обсудим, что у вас уже есть; что ещё нужно сделать; какая стратегия или инструменты вам лучше всего подойдут; и как же, в конце концов, заработать больше деняк.
До связи!