Когда бизнес обращается за IT-услугой — разработкой сайта, системы или приложения — он зачастую не осознаёт, что под капотом каждой команды лежит своя производственная модель. И она должна соответствовать не только бюджету, но и типу задачи, скорости реакции, требуемой глубине проработки и даже частоте изменений.Попытка передать проект, требующий сложной координации и проверок, одному фулстек-разработчику — так же неэффективна, как пытаться строить каркасный дом с помощью одного плотника: он-то может, но сроки и качество будут под вопросом.С другой стороны, привлечение целой студии к простому лендингу за 50 тысяч — это как вызывать строительную бригаду с прорабом и архитектором для того, чтобы забить один гвоздь. Затратно, неэффективно и приведёт к избыточному «оверхеду» на каждый этап: проектирование, согласование, отчётность.
ROE = (Net Profit / Revenue) × (Revenue / Assets) × (Assets / Equity)
Его сила в том, что оно декомпозирует итоговую рентабельность на три управляемых компонента: маржу, оборачиваемость и структуру капитала.В IT можно использовать похожий принцип:
Эффективность проекта = (Качество / Время) × (Гибкость / Состав команды) × (Коммуникации / Уровень бюрократии)
Расшифровка:
- Качество / Время — аналог маржи: чем выше скорость при сохранении качества, тем лучше.
- Гибкость / Состав команды — чем меньше людей для достижения результата (при сохранении компетенций), тем выше КПД.
- Коммуникации / Уровень бюрократии — насколько легко и быстро заказчик и исполнители могут взаимодействовать без излишнего согласования.
Если один из элементов проседает (например, слишком много участников в коротком цикле), система начинает «съедать» ресурс и терять управляемость.
Не существует «идеального подрядчика вообще» — существует подходящий подрядчик под конкретный проект. Баланс важен по трём осям:
- Масштаб и глубина проекта
- Скорость реакции и гибкость команды
- Уровень специализации и зрелость процессов
Для системных, стратегически важных проектов нужна не просто группа «разраб + дизайнер», а полноценная кросс-функциональная команда.
Оптимальные роли:
- Бизнес-архитектор
- Маркетолог / аналитик
- UX/UI-дизайнер
- Контент-менеджер / копирайтер
- Back-end / Front-end разработчики
- DevOps / системный админ
- SEO / маркетинг
- QA / тестировщик
- Project Manager / Scrum-мастер
В книге «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги» Дэвид Майстер отмечает, что эффективное соотношение между управляющими и исполнителями (управленческий рычаг) должно составлять от 1:3 до 1:8.
Это означает, что один руководитель (будь то project-лид, продакт или технический руководитель) может эффективно управлять максимум 6–8 специалистами. Превышение этого числа ведёт к потере внимания к деталям, рассинхрону задач и снижению управляемости.
Такой рычаг позволяет:
- Минимизировать нагрузку на PM’а
- Сохранять личный контроль и обратную связь
- Избежать дублирования ролей и провисания коммуникаций
Для проекта уровня веб-приложения на фреймворке, CRM или маркетплейса:
🧩 Руководящий слой:
- Product Manager
- Project Manager
-Tech Lead
👥 Исполнительный слой:
- 2 Backend-разработчика
- 2 Frontend-разработчика
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13202 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
- 1 UX/UI-дизайнер
- 1 Контент-менеджер / копирайтер
- 1 QA-специалист
- 1 DevOps-инженер-
1 SEO / digital-маркетолог
Итого: 10 специалистов при 3 лидирующих ролях — управленческий рычаг 1:3–1:4.
За время работы наша студия успела поработать со разными типами заказов — от простых лендингов до комплексных платформ и сервисов. И каждый раз мы очень быстро ощущали, если команда была подобрана неадекватно задачам проекта.
Это чувствуется сразу:
- если команда перегружена — люди не успевают, решения откладываются, появляются сбои в коммуникациях;
- если команда избыточна — специалисты простаивают, расход ресурсов растёт, снижается мотивация.
Не менее важно — это чувствуют и сами заказчики: когда проект или идёт вразнобой, или наоборот — «перемудрён» для текущих целей. Приходилось либо доукомплектовывать команду, оперативно подключая дополнительные роли (контент, тестировщик, фронт/бэк), либо наоборот — выводить лишних участников, упрощая связки и делая процесс гибче.
Оптимальная команда — это не только про «всё по регламенту», а про чувствительность к задачам, бюджету и стадии проекта.
Одним из ключевых, но часто неочевидных факторов успеха проекта является **адекватное распределение часов и ставок специалистов в связке с реальными сроками и целями**. Это и есть основа разумного ценообразования. Если дисбаланс цены, оплаты и сложности проекта есть то вряд ли он получится хорошо.
Очень часто в командах, где есть «перекос» в сторону одной компетенции (например, сильный дизайнер, но слабый разработчик и копирайтер), проект начинает прорабатываться однобоко. Он может быть визуально интересным, но провалиться по смыслу и логике. Или, наоборот, быть технически надёжным, но выглядеть сыро и не цеплять пользователя.
Типичные примеры дисбаланса компетенций:
- Вчерашний арт-директор фрилансит и нанимает дешёвого разработчика и копирайтера — в итоге получается красивый, но плохо работающий и неговорящий сайт.
- Хороший backend-разработчик берёт проект, нанимает неопытного дизайнера — и проект становится удобным, но визуально устаревшим и не продающим.
- Команда без маркетолога запускает проект, который не соответствует ожиданиям целевой аудитории.
Проект — это система, и как любая система, он требует баланса. Недостаток в одной компетенции проявляется всегда.
Введем условные категории исполнителей и проектов:
Типы исполнителей:
- 👨🔧 Senior и Ко — 1–4 спеца без менеджмента
- 🧱 Миницех — 4–8 человек, есть один координирующий лидер
- 🛠 Министудия — 9–15 человек, начальный менеджмент, процессы только формируются
- 🏗 Студия — 15–30 специалистов, есть PM и технические лиды-
🏢 IT-компания — 30+ человек, зрелая структура, внутренние стандарты
Типы проектов:
- 📎 Фриланс-заявка — до 100 тыс ₽, разовая задача
- 📁 Небольшой проект — до 200 тыс ₽, базовая поддержка
- 📂 Проект — 200 тыс – 1 млн ₽, с развитием
- 🗂 Проект побольше — 1–10 млн ₽, с масштабированием
- 🗃 Крупный проект — от 2 млн ₽ в месяц и на длительный срок
Итого:
Заказчику - перед тем как обращаться к кому то оцифруйте свои цели в параметрах: сколько времени и сколько денег вы готовы потратить, какой именно результат вы ожидаете, кто будет общаться с исполнителем от вашей стороны, какие материалы и свободу выбора вы готовы предоставить исполнителю. Ещё важно - вы хотите нанять исполнителя для которого вы будете самым важным клиентом или же удобнее с теми для кого ваши задачи решаются на потоке. Собрав все это в кучу узнайте правду о команде, опыте исполнителя и принимайте взвешенные решения.
Подрядчику - оценивайте трезво свои возможности, берите заказы и формируйте команду с прицелом на будущее, но без отрыва от реалий и возможностей. Иногда можно сделать 100 раз задачу которую вы закрываете быстро и отложить денег на покупку компетенций в виде более опытных спецов, которые подтянут уже имеющихся чем набивать шишки и копить технический долг. Если идете в неизвестность, то хотя бы предупреждайте заказчика). Будьте честны с людьми и все получится.