Если вы чувствуете, что тонете в потоке курсов, вебинаров, подкастов, марафонов и не знаете, чему учиться дальше — эта статья для вас.
Из фильма Jack (1996)
Повсюду нас обещают научить, направить, вдохновить. Но работает ли это на самом деле? Как вообще обучение помогает карьерному росту?
Повсюду нас обещают научить, направить, вдохновить. Но работает ли это на самом деле? Как вообще обучение помогает карьерному росту?
Разбираемся, как с умом подходить к обучению, чтобы действительно менять жизнь, а не просто смотреть лекции.
Привет, меня зовут Женя Комова, я руководитель отдела маркетинга Школы креативного мышления ИКРА, автор Telegram-канала «Женя, пили контент». Мы учим команды выполнять задачи любой сложности с помощью инструментов креативного и стратегического мышления. Проводим стратсессии и хакатоны для компаний.
В классическом понимании — это приобретать знания, умения и навыки, которые вы впоследствии способны применять для своей деятельности. Но на практике практически любое совершаемое действие можно считать обучением. Ведь оно так или иначе выращивает ваши знания, умения или навыки.
При этом есть множество шаблонов (фреймворков), показывающих разные подходы к тому, как формируется у человека кусок материала в соответствии с его степенью готовности с этим материалом работать.
Грубо говоря, бесполезно вас просить нарисовать пейзаж и создать какой-то новый артефакт до тех пор, пока вы не научились повторять чужие материалы. Поэтому, например, акт копирования, как шаг в обучении, он всегда идет до акта создания. А до акта копирования часто еще есть акт зубрежки (заучивания некоторого материала как блока знаний).
Так действует классическая система образования, в которой есть дедуктивный подход.
Ведь как обычно говорят в школе: «Вот вам параграф про пассаты и муссоны. Нужно зазубрить к завтрашнему дню. Иначе получите двойку».
И так на протяжении 11 лет в голову засовывают информацию про условные пассаты и муссоны. На выходе из школы вы забываете чуть ли не 80% информации, которую вам давали и на практике применяете вообще другое.
Тут и происходит тот самый инсайт разочарования в том, что оперативную память забили контентом, а он не применим в вашей жизни.
В отличие от детей, взрослые часто предпочитают так называемый андрагогический подход к обучению, где главенствует практика. Причем вы приобретаете ее на рабочем месте до получения теории.
Андрагогическое обучение подразумевает, что вы в первую очередь фокусируетесь на создании как можно большего количества артефактов. Возможно даже неправильно. Но только после создания вы уже будете анализировать те способы, которыми эти артефакты создаются.
Например, обучение у нас в ИКРЕ. Оно базируется на андрагогических принципах построения образовательной траектории и так называемом принципе гарантированной ошибки.
Так, я могу попросить новичка придумать рекламную кампанию и он ее придумает. Скорее всего не вау. Но и это хорошо, потому что, придумав ее неидеальной, он совершит ту самую ошибку, над которой мы дальше будем работать, которую вместе будем анализировать и через анализ, через исправление приходить уже к примеру и к теории.
Рынок переполнен так называемыми образовательными курсами, где нет возможности получить обратную связь, разобрать свой опыт получения ошибки. Вам просто предлагают посмотреть видео, почитать лонгрид и т. д. И здесь нужно понимать, что нельзя подменять процесс обучения процессом просмотра медиа-контента.
Просмотр видео на YouTube — это не образование, хотя в последнее время может сложиться обратное впечатление.
Да, в теории вы можете выучить любой контент, который в вас зальют. Но это не будет применимым на практике умением, поскольку оно может формироваться только в процессе совершения действия.
А сегодня происходит подмена понятий, особенно в практических ремесленных областях, которые пытаются продавать под соусом медийного контента. Ведь это дешевле. Просто снять кусок контента и перепродавать его.
Но при этом нельзя говорить, что этот контент позволит обрести профессию. Например, просмотр нескольких видео о том, как сеять огурцы, не дает профессию садовода. И это очень важно понимать.
Здесь нужно отойти от романтического представления книги как некого источника мудрости. Воспринимайте ее как набор букв, связанных в предложения, которые вам предлагается сейчас внедрить в мозг. Если вы будете воспринимать книги как источник информации (данных), то намного легче определить роль этой информации в жизни.
Хочу поделиться подходом моего коллеги и основателя ИКРЫ Василия Лебедева к получению информации из книги. В зависимости от самой книги он выбирает разные опции:
Есть еще пятый вариант — сесть и просто наслаждаться, читать книгу. Но он обычно касается художественной литературы.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Обучение не всегда обязательный фактор для успешной карьеры. Ведь можно родиться в семье владельца межгалактической корпорации и шансы кратно возрастают. Может, и учиться не придется.
Другое дело, когда вы не имеете такого рода преференций и находитесь со всеми в равных условиях некой городской системы. Здесь уже дело не только в шансе, но и в высокой конкуренции. Вокруг есть множество талантливых людей, которые с удовольствием займут рабочее место, на которое вы претендуете. Действительно хочется верить, что на хорошие рабочие места попадают люди с наибольшим количеством компетенций.
Но все это абсолютно не исключает того, что нужно заниматься своим социальным капиталом, нетворкингом, взаимодействием с окружающим миром.
Нельзя контейнироваться и закрываться в своей профессиональной деятельности.
Вы можете быть супер талантливым художником. Но, если вы только бесконечно рисуете портреты, без продвижения своих работ и своего имени, без взаимодействия с галеристами и вообще без активной позиции внутри тусовки, то построить хорошую творческую карьеру будет сложно.
Из фильма Jack (1996)
Взять тот же пример с талантливым художником. Ему не нужно учиться портретному искусству. Но ему нужно научиться продвигать себя, общаться с людьми. Важно выбрать обучение, которое реально может помочь куда-то расти и двигаться вперед, а не просто плыть по течению. Определиться помогут:
Вообще важно двигаться от общего к частному. Если в 10 лет, вы хотите просто быть в кино, в 15 — быть актрисой, а в 20 — быть актрисой конкретно комедийных фильмов. То есть, чем конкретнее вы будете понимать, какую нишу, область, компетенцию хотите прокачать, тем больше вероятность выбрать правильное обучение.
Вы наверняка встречали людей, которые говорят «Я сейчас потрачу 80 000 рублей на трехмесячные курсы и они окупятся где-то через полгодика, когда мне поднимут зарплату».
С одной стороны, это вполне разумно и нормально рассчитывать отклик от обучения в денежном эквиваленте. Особенно, когда мы говорим про взрослых. Мы идем получать какой-то новый скилл, чтобы впоследствии решать какую-то задачу или развивать карьеру. Это действительно получается вложение с возвратом.
Но не все так просто. Например, в корпоративном секторе обучение может понадобиться, чтобы уменьшить отток персонала в компании. Ведь люди, которых компания не учит, чувствуют, что начинают стагнировать.
В детском обучении тоже действуют немного другие правила. Здесь вы получаете возврат инвестиций не деньгами. Он может быть в виде счастья, эмоционального благополучия, уверенности ребенка. Вы же не будете считать, сколько сэкономите денег на будущем психотерапевте для ребенка, если он сейчас пойдет в классную школу.
Это те самые софт-скиллс, метанавыки, мягкие компетенции. Они не имеют конкретной привязки к индустрии или эффективности выполняемой работы, но всегда обеспечивают более успешное использование хардскиллов.
Причем, чем более руководящая позиция у человека, тем больше софтскиллов ему необходимо. Замечательного специалиста могут поставить на должность руководителя и он будет очень плохо справляться с этой работой. А все дело в том, что руководителю нужны те самые софтскиллы.
Самые важные из них:
К сожалению, нехватка софтскиллов вскрывается не сразу, а когда начинается взаимодействие одного человека с другими. Например, вы как программист один сидите и пилите свой код. При этом вы можете быть каким угодно человеком в себе, относящимся достаточно поверхностно и недружелюбно к другим людям. Но, если вы попадете в среду, где необходимо вместе написать код или от вас будет зависеть работа другого человека, то отсутствие дружелюбности, умения работать в команде и правильно доносить свои мысли, может стать дамокловым мечом, висящим над вами. Это может стать причиной, почему вы будете сидеть на одном и том же месте, и почему вас не будут подтаскивать вверх руководители.
Из фильма Jack (1996)
При выборе нужно смотреть не только на название курса и темы, которые будете там разбирать. Нужно посмотреть на образовательную модель, которую вам предлагают. На что обратить внимание:
Предположим, вы нашли обучение мечты, где вас учат достойные люди со всеми вышеупомянутыми фишками. Извлечь из него максимум помогут:
Еще хочу добавить, что процессы обучения сильно помогают выпрыгиванию из языковой коробочки и стремлению находить как можно больше разноплановых инструментов. Если вы изучаете, например, рекламу, смотрите на международную рекламу, смотрите японскую рекламу, американскую. Если вы хотите стать художником, путешествуйте по галереям, по выставкам со всего мира. Для обучения, помимо просто получения знаний, умений и навыков, также важны кругозор и постоянное стремление связывать ранее не связанные нейронные цепочки.
Если вы будете это делать, если вы будете стремиться все время себя пробивать, то у вас точно все получится.
А еще вы можете подписаться на ТГ-канал о креативности. Наверняка, в нем вы тоже найдете для себя что-то полезное.
Если вы дочитали до конца — сделайте паузу и честно спросите себя: «А зачем учусь я?». И напишите ответ в комментарий, полезно поделиться своими целями и сравнить.