Почему компании с фокусом на людей добиваются лучших результатов и как измерить человекоцентричность в бизнес-процессах.
Сотрудники, которые работают в условиях человекоцентричной модели менеджмента, в 3,8 раза чаще добиваются высоких результатов — следует из исследования Gartner Inc. В России, по данным Высшей школы бизнеса, человекоцентричность уже входит в число самых актуальных HR-трендов на 2025 год. Почему человекоцентричность — не просто модное слово, а необходимость? Как внедрять человекоцентричный подход и измерять его эффективность? Рассказала Екатерина Рыжавина, диджитал-директор агентства полного цикла СберМаркетинг.
Человекоцентричный подход в управлении — это подход, при котором компания видит в каждом сотруднике не ресурс для достижения бизнес-целей, а живого человека с экспертизой и опытом, ценностями и эмоциями. И дает разным людям возможности развиваться, расти, реализовывать свой потенциал и амбиции.
Основа такого подхода — это внутренняя культура компании. Она проявляется в том, как устроена система развития сотрудников, как формируются карьерные треки, как руководители разных уровней взаимодействуют с сотрудниками, видят и слышат их. Сотрудник — не просто функция, а человек со своим уникальным набором суперсил, со своими эмоциями, личным опытом, способностью к кооперации и созданию отношений внутри коллектива. Для этого важно настраивать систему карьерных треков для специалистов, как при вертикальном росте, так и при горизонтальных переходах. Инвестировать в различные форматы обучения и наставничества, налаживать межкомандные процессы, поддерживать культуру обратной связи (через пульс-опросы, ретровстречи, встречи один на один с руководителем, оценку 360) и правила открытого честного взаимодействия. Это помогает людям находить новые точки роста и приложения своих талантов, как следствие, больше вовлекаться и больше чувствовать отдачу от работы.
По данным глобального отчета Gallup, в 2024 году вовлеченность сотрудников составила всего лишь 21%. Потеря интереса к работе и, как следствие, падение производительности обошлись мировой экономике в $438 миллиардов. И этот показатель мог бы быть значительно меньше, если бы компании применяли принципы человекоцентричного менеджмента.
Человекоцентричность — это не про «все хорошее против всего плохого». Это про сознательный выбор: строить культуру, где люди важны, но при этом не терять фокус на результат. Такой подход требует усилий, но инвестиции возвращаются сторицей — через лояльность, стабильность, рост и доверие. Чтобы этот подход работал на практике, важно опираться на несколько базовых принципов:
Человекоцентричный подход не получится внедрить формально, по распоряжению. Он должен идти от ключевых фигур — прежде всего от руководителей различных грейдов. И быть частью ценностной структуры этих провайдеров, иначе вместо человекоцентричного подхода люди будут чувствовать неискренность и считывать лозунги как очередные веяния высшего руководства.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13203 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Особенно важно работать с начинающими лидерами, руководителями групп — теми, кто находится между линейной командой и топ-менеджментом. Часто они быстро растут в карьере, получают новые зоны ответственности, сталкиваются с повышенными ожиданиями, нагрузкой и стрессом. И при этом не имеют широкого инструментария для внедрения тех или иных управленческих практик. К наиболее распространенным инструментам, которые помогут выстраивать человекоцентричную культуру, относятся:
И, конечно, не обойтись без помощи HR-специалистов, ведь именно они помогают создавать и поддерживать инфраструктуру, в которой руководителям будет проще придерживаться человекоцентричного подхода.
В корпорациях принято все измерять, в том числе те процессы и подходы, которые сложно поддаются измерению. Опроса человекоцентричности пока не придумали, но есть ряд инструментов у HR, которые помогают оценить культуру и обстановку внутри компании.
Человекоцентричный подход — это не временный тренд, а фундамент для долгосрочного роста бизнеса. Компании, которые инвестируют в развитие и вовлеченность сотрудников, получают более мотивированные команды, снижают текучесть кадров и укрепляют репутацию среди клиентов. Благодаря фокусу на сотрудниках СберМаркетинг входит в топы ведущих рейтингов работодателей России: в 2024 году компания стала лучшей в категории «Маркетинг» рейтинга HeadHunter и взяла серебро в рейтинге Forbes.