25 марта 2025 года Госдума оперативно — сразу во втором и третьем чтениях — одобрила законопроект, запрещающий размещение рекламы в Instagram*. Учитывая скорость прохождения чтений, почти наверняка закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
На первый взгляд — всё просто: реклама в Instagram* под запретом. Но если вчитаться в формулировки, появляются важные нюансы. Разбираемся, что именно запрещается, кого коснётся закон и какие последствия могут быть для бизнеса.
Законопроект вводит запрет на размещение рекламы на платформах, признанных «запрещёнными». Под рекламой понимается не только официальное продвижение через рекламные кабинеты (которые, к слову, Instagram* и Facebook* отключили для российских компаний ещё в 2022 году), но и любые другие способы рекламной интеграции.
Это значит, что под запрет попадёт в том числе:
Важно понимать, что закон не ограничивается только Instagram*. Реклама будет запрещена на любых интернет-платформах и сайтах, которые попадают хотя бы под одну из следующих категорий:
С большой вероятностью — нет. Согласно тексту закона, с 1 сентября 2025 года любая реклама, размещённая на «запрещённой» платформе, считается нарушением.
Под рекламой закон понимает любую информацию, адресованную неопределённому кругу лиц и направленную на привлечение внимания к товару, бренду, услуге, мероприятию и т.д.
То есть, даже если компания просто ведёт аккаунт, размещая информацию:
это уже может квалифицироваться как реклама. Даже если цель — просто информировать клиентов, а не продвигать свои товары через платные инструменты.
Формально, такая активность после вступления закона в силу будет запрещена. Будет ли реально РКН штрафовать за бизнес-аккаунты в “запрещенных” соцсетях – узнаем не раньше 1 сентября 2025.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13219 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Закон не вводит отдельной ответственности или новых штрафов. За нарушения будут применять статью 14.3 КоАП РФ, которая уже действует и определяет ответственность за любые нарушения в сфере размещения рекламы.
Важно: наказание грозит не только тем, кто размещает рекламу, но и тем, кто её заказывает, то есть:
Размер штрафов:
Компании, которые всё ещё используют Instagram* или Facebook* как площадку для коммуникации с аудиторией, должны учитывать: даже «невинный» пост с упоминанием продукта или ссылки на сайт может считаться рекламой.
До 1 сентября — время оценить риски, рассмотреть альтернативные каналы и, возможно, перестроить стратегию продвижения, чтобы избежать штрафов и других последствий.
Если у вас будут любые вопросы про юридические тонкости в IT – напишите на info@itslegal.pro или в телеграм @IT_s_LEGAL, и мы придем вам на помощь.
*Meta Platforms Inc. (Instagram и Facebook) запрещена на территории РФ.