Микрорайон Комсомольский
Туризм и отдых
Россия, Екатеринбург
Май 2024
У каждого города есть свой образ, который обычно складывается из достопримечательностей, новостных сводок и громких названий. Но люди живут в обычных районах и ассоциируют себя с ними.
Так Екатеринбург не ограничивается заводами и живописным центром, в нем много районов, каждый со своим характером. Среди жителей Екатеринбурга существует стереотипное представление о каждом его районе.
ЖБИ воспринимается как окраина, гопники, завод, алкаши и все другие прелести рабочего района. Однако люди не замечают красоты этого района, не знают его истории и всесоюзной славы, не видят его душу
Целью проекта стало показать показать силу айдентики на самом бытовом примере — разработать фирменный стиль спального района города Екатеринбурга, перевернув его восприятие и создать бренд с чётким уральским характером
Для нас важно, чтобы разработанная айдентика четко передавала образ бренда. Даже если бренд – жилой район, построенный в 70-80е гг.

Чтобы достигнуть этой цели, в рамках разработки нужно:
– провести анализ бренда: изучить его историю, выделить ключевые смыслы, которые важно передать через дизайн;
– подобрать метафору, отражающую смыслы бренда;
– разработать дизайн-систему, которая будет передавать основную идею и масштабироваться на разные носители;
– на основе дизайн-системы проработать все элементы айдентики: логотип, палитру, ключевые приёмы – и перенести это на разные носители.
При анализе мы учитывали историю района и его восприятие сейчас: как в городе в целом, так и самими жителями. Все районы города разные, каждый со своим характером и со стереотипами, распространёнными вокруг него.
«Комсомольский» – МЖК – молодёжный жилой комплекс, который строили студенты и рабочие в советское время, стал символом коммунизма и образцово-показательной стройкой для других областей союза. Вся старая часть района строилась одновременно на месте рабочего посёлка при железо-бетонном заводе. Это характерная архитектура и символ эпохи, о которой забыли современники.

Помимо исторического наследия, в «Комсомольском», как и в других районах города, есть своя уникальность и ламповость. Бетонные здания рядом с сосновым лесом, монументальность и красота, суровый характер завода и тепло целых жизней, – всё это легло в основу ассоциативного пути поиска метафоры для айдентики.
При поиске метафоры, наиболее точно отражающей образ бренда, мы пошли путём ассоциаций: бетон и зелень → у бетонного человека тоже есть сердце → сочетание противоположностей: пацанчик и котеночек → душа и нежность железобетона → суровая милота → внутри у нас арматура, нас не сломаешь.
История района, построенного руками будущих жителей; разнообразные ботанические торцы домов, сосновый лес рядом, детские воспоминания жителей и осознанный взрослый выбор остаться жить именно здесь сформировали концепцию — «душа железобетона».
После выбора метафоры мы переходим к поиску образа и формы.
В поиске мы оттолкнулись от характерной архитектуры. Вдохновением послужили торцы первых домов района: обычные железобетонные панельки с ботаническим паттерном, сделанном в декоративном цехе номер 4 завода ЖБИ.
Эти как визитная карточка района, объединяющая историю и современность и дающая узнаваемость. Выделенные элементы и стали отправной точкой для разработки дизайн-системы и айдентики
При разработке дизайн-системы для нас важно, чтобы все элементы работали в сочетании друг с другом и легко адаптировались под разные носители, сохраняя при этом образ бренда.
Фирменная контрформа (плашка, используемая в качестве подложки в носителях) вдохновлена открытым стыком железобетонных плит на фасадах жилых зданий.
Это образ центральной плиты с окошком, дополненный квадратиками в углах, чтобы абстрактно показать места стыков и сделать форму более графичной. Она стала контрформой для макетов, фотоконтента и, в конечном итоге, логотипом.
Ботанические орнаменты на торцах жилых домов – неотъемлемая часть микрорайона, они добавляют уюта и жизни и передают индустриальный характер истории создания. Разнообразие паттернов на домах даёт широкие возможности для комбинаций.
В основе палитры три основных цвета. Серый с бетонной текстурой и зелёный цвета – прямая отсылка к району. Фасады первых домов были зелёными, кроме того там находится сосновый лес.
В дополнение мы взяли розовый цвет как символ душевности.
Мы убеждены, что ошибочно начинать айдентику с разработки логотипа. Это то же самое, что клеить обои, когда дом ещё не построен. Для нас важно, чтобы логотип был полноценной частью дизайн-системы, а не условным «бантиком» на макете.
Поэтому разработка лого зачастую — финальный шаг. Тогда удаётся создать лаконичный логотип, который чётко отражает суть бренда и вписывается в логику. В этом проекте логотипом стала фирменная плашка, это сокращённый до сути визуальный смысл всей идеи и основа дизайн-системы.
В носителях используются старые фотографии, контрформа и сочетание элементов графики с разных «домов», чтобы подчеркнуть, что это айдентика не дома, а всего района.
Фото – отсылка к истории, к времени создания района и дань уважения этой эпохе.
Фирменная контрформа – приём, который помогает гибко адаптироваться под формат любого носителя
Элементы графики с разных домов комбинируются в рисунки в зависимости от формата носителя и цели.
Таким образом разработанная дизайн-система легко масштабируется под разные носители в зависимости от их формы, размера и предназначения, сохраняя при этом цельный образ бренда.




Несмотря на то, что в этом проекте бренд – не просто компания, а жилой район города, наш комплексный и осмысленный подход помог выделить его уникальный образ и отразить это в айдентике.
В рамках проекта мы:
– изучили историю бренда и выделили смыслы, которые важно учесть;
– сформировали метафору, отражающую особенности характера бренда, сочетающего противоположные черты;
– учли историю бренда и ориентацию на современную аудиторию при разработке айдентики;
– сформировали гибкую и адаптивную дизайн-систему.
Теперь район «Комсомольский» имеет своё современное лицо, отражающее его историю и многогранный характер.
