ФЦТМКН, некоммерческая организация
Культура и Искусство
Россия, Москва
Порталы и сервисы
Июнь 2023
В 2021 году вместе с Фондом цифровой трансформации мирового культурного наследия мы начали работу по созданию цифрового «Воображаемого музея» Михаила Шемякина.
Михаил Шемякин — художник и скульптор, исследователь культуры и истории. «Воображаемый музей» Михаила Шемякина — результат 60 лет его активной работы, исследований и аналитики. Художник провёл очень масштабное исследование: проанализировал сотни тысяч изображений на предмет параллелей и взаимосвязей в искусстве — 3 млн репродукций и тысячи тем: «Лестница», «Закутанная фигура», «Рука», «Крик», «Смазанность образа» и другие.
Все эти годы исследование велось исключительно в аналоговом формате — Михаил Шемякин собственноручно вырезал иллюстрации из книг, газет и журналов по искусству, анализировал и в соответствии с авторским методом наклеивал их на листы плотного картона, которые отправлялись в тематические папки. Именно эта коллекция и хранится в замке Шамуссо во Франции.
Задачей red_mad_robot было создание платформы цифрового музея, которая помогла бы сохранить исследование Шемякина, дополнить его цифровыми инструментами и открыть первым пользователям.
Платформа с умным поиском и применением нейросетей. Важный элемент цифрового музея — поиск среди огромного архива визуальных исследований. Для удобства пользователей на платформе есть два вида поиска: атрибутивный и машинный (на основе нейросети). Первый находит изображения по метаданным, а второй, кроме поиска по автору и дате создания, умеет искать картины на основе их содержания и смысла
Все эти годы исследование велось исключительно в аналоговом формате — Михаил Шемякин собственноручно вырезал иллюстрации из книг, газет и журналов по искусству, анализировал, выделял схожие мотивы, разрабатывал темы и в соответствии с авторским методом наклеивал их на листы плотного картона, которые отправлялись в тематические папки. Именно эта коллекция и хранится в замке Шамуссо во Франции.
Колоссальная значимость исследования была понятна изначально — ещё в 2019 году команда red_mad_robot ездила в замок Шамуссо, чтобы вживую увидеть наследие Шемякина, изучить процесс работы с исследованиями и обсудить возможности создания цифровой платформы. Потом началась пандемия, и работы пришлось отложить.
В конце 2021 года мы вернулись к проекту и начали воплощать его в жизнь. Для оцифровки архива была привлечена французская компания ARKHENUM, которая ранее оцифровывала коллекции Лувра и других крупнейших музеев. За шесть месяцев было отсканировано больше 700 папок «Воображаемого музея» и создан облачный архив из 200 тысяч изображений.
После оцифровки архива команда приступила к созданию цифровой платформы, которая помогла бы сохранить исследование Шемякина, дополнить его цифровыми инструментами и открыть первым пользователям.
В начале работы мы получили фотографии авторских листов из исследований Шемякина, на которые были наклеены изображения в определённом порядке.
Лаконичность и цветовое решение артефактов из реального мира (коробки с листами, подписи и почерк художника) натолкнули нас на будущий дизайн: шрифт Antiqua с засечками для привлечения внимания, коричневая и золотисто-чёрная палитра. Дизайн получился академичным, близким по духу к тематике искусства.
Выбранное направление дизайна пересекается с артефактами из реального мира. Это коробки с листами, подписи и почерк художника.
Весь интерфейс нацелен на работу с изображениями — было решено отказаться от левого бокового меню, чтобы оно не «съедало» основное пространство с ними. А ещё изображения в Воображаемом музее ни в коем случае нельзя обрезать, ведь исследователь изучает каждый кусочек изображения и ему важно ничего не упустить. Поэтому мы встроили их во фрейм (контейнер) так, чтобы они всегда помещалось целиком, сохраняя пропорции. Это добавило динамики сетке страницы.
В верхней части страницы — переключение между модулями платформы, цифровым и аналоговым, и умный поиск по изображениям.
Если открыть изображение в Цифровом музее, то пользователь увидит информацию об этом артефакте и список листов Аналогового архива, в которых содержится это изображение.
И наоборот, при открытии листа в Аналоговом архиве в информации о нём есть список привязанных изображений.
Основная сложность разработки платформы заключалась в том, что в архиве было много изображений — 200 тысяч. Некоторые файлы весили по 300 мегабайт.
Умный поиск и нейросети
Мы хотели оптимизировать работу с большим количеством изображений и попытались «оцифровать» авторский метод Михаила Шемякина. Но нейросети оказались не настолько умны — хоть они отлично распознают объекты на изображениях, алгоритм пока не способен проводить тот анализ, который проводит сам художник. Именно это делает «Воображаемый музей» музеем Шемякина, а не кого-либо ещё.
Поэтому из нейросети было решено сделать «невидимого» помощника внутри поисковой системы. Задача нейросети — анализировать изображения ещё с одной точки зрения в дополнение к эталонному взгляду Шемякина, в фоновом режиме «награждать» их тегами с указанием объектов на изображении и за счёт этого расширять возможности поиска. Для этого мы выбрали уже существующую нейросеть CLIP.
CLIP использует два встроенных словаря: текстовый и визуальный — 32 тысячи уникальных слов и 4 тысячи уникальных объектов и концептов. Она анализирует входные данные и «понимает», насколько помещённое в неё изображение соотносится с понятиями из её же словаря.
Точность CLIP может варьироваться, поэтому запросы пришлось разбить на три категории:
- простая лексика,
- искусствоведческая лексика,
- специфическая лексика Михаила Шемякина.
Ещё мы использовали ruCLIP — ту же модель, но с русскоязычным словарём в основе.
Выбрав нейросеть, стали думать, как приблизиться к аналитическому методу Михаила Шемякина. Нейросеть выделяет признаки изображения. Сможет ли она определить их темы? Для проверки гипотезы мы создали выборку изображений из 32 тем: «Закутанная фигура», «Грифоны», «Кубы», «Тени», «Смазанность образов» и другие. Для каждого из них нейросеть сгенерировала набор тегов.
Параллельно для кластеризации мы составили выборку из 4 тысяч изображений из коллекции художника — и вот что получилось:
Во всех случаях выделялись только визуально похожие изображения. И ни один из применённых алгоритмов не смог воспроизвести группировку по темам самого Шемякина из-за сложности определения признаков, по которым художник объединяет изображения в темы.
Во всех случаях выделялись только визуально похожие изображения. И ни один из применённых алгоритмов не смог воспроизвести группировку по темам самого Шемякина из-за сложности определения признаков, по которым художник объединяет изображения в темы.
Как работает платформа
Важный элемент Цифрового музея — поиск среди огромного архива визуальных исследований. Для удобства пользователей на платформе есть два вида поиска: атрибутивный и машинный (на основе нейросети). Первый находит изображения по метаданным, а второй, кроме поиска по автору и дате создания, умеет искать картины на основе их содержания и смысла.
Например, нужно найти «винтовую красную лестницу». Атрибутивный поиск не справится с задачей, если такого описания нет в метаданных. Машинный же поиск подберёт изображения не просто с лестницами, а именно с красными винтовыми.
Более того, в рамках поиска нейросеть выдаёт пользователю список тегов, которые могут подтолкнуть исследователей к поиску новых смысловых связей в контексте метода Михаила Шемякина. Этот список можно брать за основу поиска и:
- находить изображения с такими же тегами и выделять их в отдельную тематику;
- сфокусироваться на ключевых особенностях и идеях, которые могут быть связаны с конкретной темой;
- развивать рекомендательную систему — она сужает круг интересующих тем, выдавая релевантные результаты на основе анализа.
Например, на этом изображении нейросеть увидела теги «пограничник», «сапёр», «плотник», «защитник», «плот», «трап», «подъём», «железнодорожный», «лестничный» и «лестница». Это даёт сотрудникам исследовательских проектов пространство для новых трактовок и экспериментов с «подсказками» от нейросети, при этом демонстрирует, что нейросеть пока не смогла воспроизвести аналитический метод художника.
Не менее важной частью проекта стала демонстрация цифрового музея в рамках выставки в Новой Третьяковке на Крымском валу. Нашей команде предстояло организовать демо-доступ к цифровой платформе, чтобы каждый желающий смог окунуться в мир «Воображаемого музея» и увидеть его глубину прямо на выставке. В преддверии запуска мы также создали лендинг, в котором можно чуть больше узнать о цифровом музее и методе Михаила Шемякина.
Цель выставки — показать «Воображаемый музей» на стыке современных информационных технологий и классических методов анализа произведений искусства.
В экспозиции — 54 произведения разных авторов из коллекции Третьяковской галереи на тему лестницы. Подбор и комбинация произведений позволили зрителю увидеть работу «Воображаемого музея»: как поиск на заданную тему помогает обнаружить неожиданные артефакты в наследии Михаила Ларионова, Бориса Кустодиева, Василия Поленова и других известных авторов и как при анализе мотивов выявляются новые архетипы и темы. Всё это стало возможным благодаря специальным тач-панелям с демо-версией цифровой платформы «Воображаемого музея», которые мы установили на экспозиции.
«Воображаемый музей Михаила Шемякина» — неисчерпаемый ресурс для создания новых выставок, книг и образовательных программ. Он интересен и исследователям, и практикам (художникам и дизайнерам), и широкой аудитории — всем, кто хочет «тренировать глаз» и развивать свои аналитические способности.
Илья Самофеев
Генеральный директор (CEO)
Для нас этот проект — возможность прикоснуться к уникальному исследованию культуры визуального искусства, которое сделал Михаил Шемякин. Более того, мы получили удивительную возможность открыть это наследие миру. В мире практически нет подобных проектов в сфере искусства, особенно такого масштаба. Это действительно культурный проект мирового значения.
Алексей Абакумов
руководитель проекта «Цифровой Воображаемый музей», искусствовед
Благодаря цифровой платформе «Воображаемый музей» становится доступным из любой части света, а не только в аналоговом формате во французском замке Шамуссо. Это новый виток развития проекта, над которым Михаил Шемякин трудился 60 лет, — теперь «Воображаемый музей» может активно расширяться и развиваться в совершенно новом формате.
red_mad_robot с удовольствием обсудит вашу задачу