РВ-Тариф
8 000 000
Транспортные услуги
Россия
Порталы и сервисы
Ноябрь 2024
Заказчик - многопрофильная транспортная компания, основной бизнес — самосвальные перевозки сыпучих грузов. Выручка на момент обращения: 90-100 млн рублей в месяц.
Компания показывала взрывной рост, агрессивно захватывала рынок за счет расширения собственного парка и привлечения кредитных средств. Цель была амбициозной: увеличить автопарк в 10 раз за 5 лет, брать любые заказы по любым ставкам, вытеснять конкурентов объёмом.
На первый взгляд стратегия работала — обороты росли, клиенты появлялись. Но параллельно росла и тревожность: собственные активы Заказчика незаметно таяли, всё чаще приходилось обращаться к заемным средствам.
Проблема - рост без прозрачности. Руководство считало, что Компания переживает локальный кассовый разрыв, но в моменте деятельность экономически выгодна. Исходя из этого компания продолжала закупать технику в лизинг, интенсивно вкладывалась в расширение, заходила на новые для себя рынки.
Пример такого решения: закупили технику в лизинг на 250 млн рублей для перевозки металлического лома под конкретного клиента. Контракт сорвался. Техника встала в простой на год. Убытки — 4,5 млн рублей в месяц.
При этом компания не видела реальной картины: сколько конкретно зарабатывает каждый рейс, где узкие места, какие направления убыточны, какая реальная нагрузка по лизингу и кредитам.
Техническая первопричина. Всё планирование, учет рейсов, коммерческие условия, выставление счетов клиентам велось в одном Excel-файле — так называемом "главном реестре". У каждого сотрудника был неограниченный доступ к нему. Разделения процессов не было. Анализ данных — на уровне сводных таблиц.
Попытки автоматизации снизу, от пользователей, шли двумя путями:
- Дублирование функциональности. Составлялось ТЗ, копирующее логику "главного реестра" без разделения общего бизнес-процесса на подпроцессы.
- Внедрение готовых продуктов. Использовались типовые решения, которые даже с доработкой не были заточены под основной экономический юнит — грузовой рейс самосвала. Они опирались на формализованные документы (путевые листы), которые в реальности утратили актуальность в оперативной работе компании.
Диагностика и подход к решению. Первым делом исследовали операционную деятельность Заказчика. Определили основной экономический юнит, производящий выручку — грузовой рейс самосвала. Это ключевая единица учёта, вокруг которой велось дальнейшее исследование бизнеса Заказчика и планирование архитектуры будущей системы.
Приняли решение разработать собственный продукт под конкретные нужды Заказчика. Требования:
- Фокус на экономическом юните — рейс как основа учёта
- Разделение бизнеса на подпроцессы — планирование, оперативка, документооборот, расчёты
- Интеграция с существующей 1С УАТ — чтобы не дублировать справочники и сократить сроки разработки
- Аналитика с разных ракурсов — возможность изучать деятельность под любым углом
Что построили. Разделили функционал "главного реестра" на отдельные подпроцессы:
Из существующей 1С УАТ взяли:
- Справочники НСИ (номенклатура, контрагенты, техника)
- Ежемесячное планирование объёмов вывоза продукции (заявки клиентов)
- Интеграцию с PostgreSQL-сервером 1С через собственный бэкенд
Реализовали самостоятельно:
- Ежедневное планирование рейсов, расстановку машин на направления
- Оперативное внесение изменений в рейсы по ходу их прохождения
- Обработку входящих документов от водителей и подрядчиков
- Выставление расчетных документов клиентам
Большое количество рейсов (в пике до 5000 в месяц) требовали табличных форм представления и обработки данных.
Консолидация информации на собственный SQL сервер позволила использовать витрины данных - создали около 100 витрин как для анализа финансовых показателей компании, так и для оперативной работы сотрудников.
Стек технологий:
PostgreSQL, Python, FastAPI, SQLAlchemy, TypeScript, React, MUI DataGrid Pro, Metabase, Docker, GitLab CI
Результаты внедрения. Система сделала самосвальный бизнес Заказчика прозрачным. Выяснилось: компания несёт убытки, оправдать которые локальным кассовым разрывом уже невозможно.
Правильно подобранная аналитика финансовых показателей позволила менеджерам увидеть и сконцентрироваться на реальных проблемах, которые ранее не рассматривались:
- Реальная, а не рассчитанная на этапе продажи, экономика рейсов
- Лизинговая и кредитная нагрузки в цифрах
- Простои транспорта в результате ДТП, отсутствия профильных грузов (ломовозы в простое)
- Эффективность работы водителей
- Простои в ремонтах
Разделение процессов по зонам ответственности для разных отделов заработало сразу без потери работоспособности. В дальнейшем производительность отдельных отделов выросла кратно: расчётный отдел стал выставлять документы конечным клиентам в течение 3-5 дней с момента поступления информации о рейсе против 2-3 недель при работе в "главном реестре".
Заказчик при помощи информационной системы смог решить часть своих проблем: перепрофилировал ломовозы под перевозку сыпучих грузов, сократил простои автопарка. Наличие аналитики позволило планировать и моделировать различные сценарии развития на несколько месяцев вперед, предвидеть и подстраиваться под меняющуюся действительность.
Заказчик смог увеличить собственную выручку на 50% — с 90 до 135 млн рублей в месяц.
![]()
Василий Ложкин
Заместитель директора
Система сделала бизнес прозрачным. Заказчик увидел реальную экономику каждого рейса, смог закрыть убыточные направления и вырастить выручку на 50%.
Разработка велась короткими итерациями — меняли систему по мере того, как понимали бизнес глубже. Заказчик был включён в процесс: переносили в код его знания, опыт, профессиональную интуицию.
Главное: технология не решает проблемы сама. Она показывает где они, даёт инструменты для анализа. Решения принимает команда Заказчика.
Python
SQL
TypeScript
FastAPI
React.js
PostgreSQL
Redis
Docker
Node.js
Microsoft Power BI
Yandex DataLens