ООО "Агроторг"
Торговля
Россия
IOS, Android
Апрель 2022
Мобильное приложение «Пятёрочка» — это удобный виртуальный сервис для совершения покупок, а также программа лояльности для постоянных покупателей.
В приложении доступны виртуальная карта, личный кабинет пользователя, каталог товаров, доставка, обратная связь и уникальная функциональность на рынке ретейла — «Шпионский клуб».
В 2019 году команда e-legion приступила к работе над развитием приложения, которое к тому моменту уже было в сторах с большим количеством пользователей.
Нам было важно поддерживать работу приложения, параллельно создавая новую архитектуру и функциональность.
Чтобы привлечь новых пользователей, повысить лояльность к торговой сети «Пятёрочка» и стимулировать продажи, мы вели работу по направлениям:
— Лояльность.
— Маркетинг.
— Доставка.
— Рейтинг товаров.
— Шпионский клуб.
— Обратная связь.
— Customer Value Management.
— Центр уведомлений.
— CORE.
Новая программа лояльности (ПЛ):
• Адаптация новой ПЛ под покупательскую активность и персонализирована на основании предпочтений гостя.
• Реализована возможность выбора до 5 категорий повышенного кешбэка в соответствии с уровнем в ПЛ, обновляемом ежемесячно.
• Реализованы онбординг, in-app уведомления и возможность отслеживать прогресс достижения уровня на следующий месяц.
• Реализована возможность добавления карт лояльности в кошелёк Google Pay.
• Выполнен рефакторинг акций с обменом баллов (МТС, ВК, ОК).
Интеграция с социальными картами:
• Реализована возможность использования «Выручай-карты» в качестве социальной карты (Единая карта петербуржца, Единая социальная карта), на которую покупателю начисляются баллы за покупки.
Интеграции с партнёрами Х5:
• Запущена версия программы лояльности с ЮMoney для пользователей Санкт-Петербурга и ЛО. Участникам доступна электронная ко-бренд карта, которая: обладает функциональностью карты лояльности «Пятёрочки» и электронной банковской карты ЮMoney.
• Запущена федеральная акция с Билайн «Связь за бананы» в шести регионах РФ: участникам акции был доступен обмен баллов «Пятёрочки» на рубли для оплаты мобильной связи Билайн по выгодному курсу.
Смена архитектуры:
• Вынесение функциональности из монолита в отдельные микросервисы: работа с картами лояльности и работа с лояльностью.
Вектор развития маркетинга в приложении был смещён на автоматизацию процессов с целью уменьшения нагрузки на разработку.
Новая функциональность позволила осуществлять не только информационную поддержку маркетинговых активностей, но и полностью сопровождать процесс запуска рекламных кампаний через МП.
Моментальные и накопительные акции:
• Доработана возможность проведения маркетинговых акций — моментальных и накопительных. Например, в накопительных акциях приложение не просто информирует клиента о сроках и условиях участия, но полностью берёт на себя процесс вовлечения: наклейки можно передаривать, отслеживать актуальный баланс и видеть, на какие товары их можно обменять.
Акция «Спаси лес»:
• Осуществлён частичный отказ от чеков.
• Минимизировано количество печати торговой сети за счёт введения функциональности ознакомления пользователей с новыми процессами.
Проведена интеграция игр:
• Реализованы дополнительные бонусы в рамках основной акции — пользователи могут получать игровые попытки, призы или кешбэк за покупки.
• Увеличены продажи отдельных категорий товаров за счёт генерации подарочных купонов со скидкой или баллами лояльности.
• Выстроены взаимосвязи с программой лояльности — пользователи могут реализовать накопленные в приложении баллы (купить участие в игре).
• Введена новая валюта — игровые попытки. Можно одновременно проводить несколько акций с разными валютами (наклейками, игровыми жизнями) и механиками их накопления.
В 2020 году ретейлер запустил пилотную версию приложения для доставки продуктов «Пятёрочка доставка». В 2021 году было принято решение развивать отдельную функциональность доставки — с библиотеками SDK — для дальнейшего масштабирования и интеграции в основное приложение торговой сети.
• Библиотеки SDK. Запустили библиотеки SDK, чтобы сделать сервис SDK масштабируемым. Преимущество — сокращение часов и затрат на разработку новой функциональности (равной нескольким в предыдущем варианте).
• Микросервисы. Создали и запустили несколько важных микросервисов, чтобы пользователи могли просматривать каталог с актуальной информацией, оформлять заказ и совершать заказ по карте или через Google Pay и Apple Pay. А также настроили корректную работу push-уведомлений и SMS.
• Новая авторизация. Подключили авторизацию для приложения «Пятёрочка Доставка», так как у основного приложения и приложения доставки разные X5 ID.
Мнение гостей «Пятёрочки» — основа для принятия решений и трансформации торговой сети. В 2020 году нами был реализован рейтинг товаров — система оценки совершённых покупок в МП.
Теперь гости могут напрямую влиять на ассортимент, представленный в магазинах сети — на основании обратной связи ретейлер принимает решения о закупке или даже о корректировки рецептуры продуктов.
• Начисление баллов. Запущена система начисления баллов. За каждую оценку покупателям начисляются баллы, которые возможно обменять на покупки в магазинах.
• Ранжирование товаров. Разработано ранжирование товаров на полках в соответствии с оценками в МП. Товары с высокими оценками (4,90 и выше) выделяются на полке специальными ценниками. Если оценка ниже 4,30, состав продукта обсуждается с производителем или пересматривается цена, если иных вариантов нет — товар заменяется другим.
• Оценка товаров. Доработан раздел с подборками лучших товаров по рейтингу в МП. Запущен эксперимент со специальными ценниками с оценкой товаров в офлайн-магазинах. Добавлено отображение рейтинга в карточке товара.
• Вознаграждения за отзвы. Запущена акция с вознаграждением пользователей за отзывы, чтобы повысить их качество.
• Продвижение. Для информирования и продвижения продукта был создан лендинг.
Шпионский клуб — это уникальный инструмент для проверки магазинов силами гостей с системой check-in внутри приложения «Пятёрочка».
Теперь «тайный покупатель» легко может совместить проверку с ежедневным походом в магазин и заработать баллы.
В запуске пилотного проекта участвовали 65% магазинов от всей торговой сети. За три месяца покупатели провели 12 100 проверок, а показатель MAU вырос с 66 469 до 200 0
«Шпионский клуб» значительно превзошёл стандартную систему
«Тайный покупатель» по всем качественным показателям.
• Агенты. Агенты «Шпионского клуба» выступают в роли «тайного покупателя» и проверяют магазины на предмет свежести продуктов, чистоты и порядка.
• Задания. Задания постоянно обновляются, адаптируясь под конкретные задачи бизнеса в каждом регионе. Задание бронируется и может быть выполнено в ограниченный период времени — лимит введён для контроля над количеством проверок одного задания в одном магазине. Ответы и фотографии от агентов направляются в магазины для исправления недочетов.
• Проверка ответов. Фотографии проверяются с помощью автоматического анализа дубликатов фотографий, который выявляет мошенников и ограничивает им доступ в сервис.
• Опросы. Доступны исследовательские опросы по сервису, идеям по улучшению магазина на разные темы, касающиеся работы сети.
• Баллы за задания. За выполнение заданий и опросов агент клуба получает баллы на свою «Выручай-карту» от 100 до 300 в зависимости от сложности, что служит дополнительной мотивацией. Для тех, кто трудится больше всех, созданы цели с дополнительным вознаграждением до 3000 баллов.
• Рейтинг шпионов. Существует открытая система мотивации — рейтинг ТОП-100 шпионов за месяц, в котором каждый участник может посмотреть результаты работы других агентов.
• Результаты. Благодаря «Шпионскому клубу» удалось: полностью отказаться от внешнего исследования, повысить вовлечённость аудитории, увеличить скорость реагирования на замечания со стороны магазинов сети, проконтролировать исполнение маркетинговых акций и наличие актуальных рекламных материалов.
Связаться с представителями торговой сети «Пятёрочка» и быстро оставить обратную связь стало возможным благодаря новой функциональности МП — раздел «Связаться с нами».
Раздел «Связаться с нами» вынесен отдельным пунктом в меню и содержит все возможности обратной связи: частые вопросы с поиском и категоризацей, чат-бот и другие способы связи с оператором.
Через раздел пользователь может перейти в чат-бот в удобном для него мессенджере или начать чат с оператором, чтобы решить любой вопрос онлайн.
• Связаться с нами. Выпустили чат с оператором, в котором реализовали прикрепление файлов и геометки. Создали раздел «Связаться», где собраны все возможности оставить обратную связь. Выпустили подборку частых вопросов с тематиками и возможностью поиска. Поддержали удалённую настройку списка доступных каналов обратной связи, позволяющую управлять нагрузкой на контактный центр.
• CRM. Провели интеграцию с админкой внутренней CRM, чтобы сотрудники «Пятёрочки» могли самостоятельно менять контент в приложении.
В 2021 году единая команда e-legion и «Пятёрочка» сосредоточились на внедрении инструментов CVM (Customer Value Management).
• Новый раздел. Создан раздел CVM, чтобы все маркетинговые акции и персональные предложения находились вместе.
• Статистика по push. Реализован сервис сбора статистики push-уведомлений, чтобы отслеживать эффективность push-кампаний. После отправки пользователям push-уведомлений сервис собирает статистику открытий и анализирует результаты.
• Feature toggle. На тестовых сборках был совершён пилотный вынос ручных настроек по feature toggle в debug-меню, который в дальнейшем был масштабирован на большинство сервисов внутри приложения.
• Выполнили сложную интеграцию с системой, отвечающей за рассылки уведомлений по всем каналам в компании.
• Добавили персонификацию уведомлений для разных продуктов.
• Проработали управление списком уведомлений — фильтры по категориям и возможность удалять уведомления.
Разработка части Core в приложении «Пятёрочка» — это стандартизация и автоматизация рабочих процессов команд для их эффективной работы через внедрение различных практик, инструментов и решений.
• График. Создан единый график релизов, по которому релизов все команды выпускаются в соответствии с принятым календарём.
• Правила контрибуции. Выработаны правила контрибуции на те случаи, когда любая команда проекта может запросить разрешение на внесение изменений в модули другой команды.
• Процессы и знания. Оцифрованы все основные процессы взаимодействия между продуктовыми командами и сервисами — создана единая вики процессов. Организован шеринг знаний и способов решения проблем между командами. Унификация знаний и методов как на 9 команд проекта, так и на вендоров.
• Зоны ответственности. Поделены зоны ответственности по направлениям — каждая команда полностью отвечает за ту или иную функциональную часть приложения. Это позволило улучшить качество и увеличить скорость подключения внутренних сервисов X5.
• Многомодульная архитектура. Осуществлён переход на многомодульную архитектуру с целью переиспользования функциональных модулей для увеличения независимости отдельных модулей и уменьшения зависимости команд.
• SSO авторизации. Реализован SSO авторизации X5 ID — новый тип авторизации с 2021 года, когда пользователь с аккаунтом в одной из торговых сетей Х5 может залогиниться во всех сервисах Х5.
• Планирование задач. Изменение процессов планирования, приоритизации задач и отбора задач на спринт для команд рейтинга и доставки: добавлен спринт Discovery и Delivery, добавлен критерий готовности задачи и готовности к передаче.
За период совместного сотрудничества мы переработали код для оптимизации работы приложения, улучшили дизайн интерфейса и основные пользовательские сценарии, опираясь на отзывы пользователей.
Количество активных участников программы лояльности увеличилось более чем на 1,5 миллиона, рост месячной выручки составил 50%, а частота покупок увеличилась на 30%.
Внедрение геймификации способствовало росту продолжительности сессии, а разработка каталога и механизмы его выгрузки способствовали увеличению среднего чека и выручки.
С помощью инструментов CVM (Customer Value Management) была увеличена скорость тестирования на 10%, а «центр уведомлений» позволил увеличить конверсию и количество пользователей всех продуктов «Пятёрочки».
e-legion с удовольствием обсудит вашу задачу