ГКУ "ЦЦТ РТ"
Некоммерческие, государственные организации
Россия, Казань
Порталы и сервисы
IOS, Android
Февраль 2024
Разработать платформу, способную определить, на какие виды поддержки имеет право пользователь, и обеспечить удобную и понятную процедуру оформления заявлений для получения государственных субсидий.
Оцифровать такой комплексный бюрократический задача далеко не самая тривиальная. Кроме того, что надо учесть многие юридические моменты, а также полностью привести в цифровой вид процесс подачи заявки на субсидирование со стороны гражданина, нужно еще и учесть, что в этом процессе есть роль на другой стороне — госслужащий, который контроллирует корректность выполнения процессов, а также периодически добавляет новые услуги.
В итоге большая задача разбилась на несколько подзадач поменьше:
- проанализировать процесс получения всех доступных для жителей Республики Татарстан субсидий: от сбора и анализа документов до вынесения решения о предоставлении субсидий.
- разработать личные кабинеты для пользователей сервиса: для заявителей и для госслужащих, которые принимают решение о выдаче субсидии.
- разработать систему скоринга пользователей, которая в реальном времени оценивает соответствие критериям для получения субсидий, используя данные из разнообразных государственных баз.
- реализовать функцию автоподбора субсидий для пользователей, на основании данных, указанных при онбординге.
- сделать доступ к системе универсальным. Сервис должен быть доступен, как с мобильных устройств, так и с десктопов.
Для того, чтобы полноценно перейти к подробностям этого этапа нужно добавить контекста. Раньше, чтобы получить субсидию, предприниматель подготавливал внушительный объем документов (часть оформлялась платно), стоял в очередях. Официальные постановления написаны сложно и непонятно, ошибиться при оформлении было несложно. Это делало процесс долгим и некомфортным.
Другое дело ― быстро оформить заявку в онлайн, когда система автоматически загружает данные о пользователе из разных ведомств. Если заявитель что-то сделал не так, исправить это проще. Он получит подсказки.
Собственно, такую систему и предстояло разработать. Всего за год команде нужно было оцифровать 59 субсидий.
Чтобы начать погружение в процесс мы приступили к оцифровке субдсидии «в лоб». Первыми стали меры поддержки для личного подсобного хозяйства (ЛПХ), в частности «Содержание дойных коров, козоматок и козочек». Процесс оцифровки шел по следующему пайплайну:
- проводили аналитику, собирали требования
- рисовали дизайн
- разрабатывали интерфейс
- проектировали отдельную архитектуру для субсидии
- тестировали
Спустя пару недель разработки заявку на субсидию «Содержание дойных коров, козоматок и козочек» можно было подать онлайн, но мы довольно быстро поняли, что такими темпами не успеем привести в цифру остальные 58 мер поддержки.
Процесс оформления заявок на другие субсидии для ЛПХ был очень похож на то, что мы проделали в первый раз, поэтому команда и продакт решили собрать шаблонизатор, который ускорил работу над оцифровкой субсидий.
Процесс пошел быстрее, и при помощи шаблонизатора мы оцифровали 7 субсидий за три месяца. Результат дал небольшой повод для радости, но по срокам мы серьезно отставали. Нужно было как-то развивать шаблонизатор.
Работать с шаблонизатором стало сильно удобнее, но для того, чтобы полноценно оформить субсидию все равно требовались ресурсы команды аналитиков, разработчиков и тестировщиков: компоненты можно было переиспользовать от субсидии к субсидии, но все равно каждая отдельная мера поддержки требовала отдельной сборки. Этот процесс решено было автоматизировать, и команда проекта придумала разработать конструктор субсидий.
Первая версия конструктора во многом зависела от системного аналитика, который описывал схемы JSON, при помощи которых на фронтенд-части визуализировались нужные поля, а на со стороны бэкенда происходила валидация.
Между первым и вторым этапом случился мягкий релиз для определенной категории пользователей. Команда заказчика постоянно собирала обратную связь от пользователей и передавала ее команде продукта. Все вместе мы обсуждали, как лучше реализовать фичи с пользой для разработки и пользователя.
В итоге первая версия конструктора позволила нам оцифровать 20 из 59 субсидий. Немного порадовались за достигнутую ачивку за прохождение 33% пути, но времени оставалось все меньше.
Первая версия конструктора хоть и упростила процесс оцифровки и снизила количество ошибок, но проектирование JSON-файлов все равно занимало внушительное количество времени. Поэтому процесс проектирования JSON также было решено оптимизировать и автоматизировать.
При помощи второй версии конструктора сами госслужащие могут собирать из готовых форм, виджетов и кнопок собирать заявку для пользователей и сразу же проверить на стенде.
При помощи этой функции удалось привести в цифровой вид 39 мер поддержки за два месяца и выполнить поставленные задачи и цели.
Сервис реализован и успешно работает на территории Республики Татарстан.
Только в 2023 году через «Мои субсидии» было подано 58 376 заявок на общую сумму 6.6 млрд рублей, а всего за три года работы сервиса было подано 171 тыс заявок на общую сумму 12 млрд рублей
Сейчас команда занимается развитием сервиса и продолжает автоматизировать процесс.
Технократия с удовольствием обсудит вашу задачу