Proscom
Программное обеспечение
Россия, Москва
Порталы и сервисы
Май 2023
Разработать образовательный портал для повышения квалификации сотрудников
Мы понимали, что подобный портал мог стать нагромождением сложных решений, с которыми пользователю будет непросто работать. Мало того, что обучение — это стресс для сотрудников, еще и методика этого обучения была объемной и не самой легкой.
Важно также отметить, что потенциальные пользователи обладали разным уровнем владения ПК. По сути, у сервиса не было единого портрета аудитории. А это не аудитория, по мнению маркетологов, — уж слишком она широка. Разброс невероятен — пользователи от 18 до 67 лет c разным уровнем владения ПК, образования и совершенно непохожими друг на друга задачами.
Мы проанализировали схожие порталы и нашли референсы. Чтобы аудитория могла спокойно взаимодействовать с сервисом, он должен был стать максимально гибким и простым с возможностью изменять иерархию частей обучающего материала в интуитивно-понятном интерфейсе.
Для начала проработали пользовательский путь и на основе прототипов заказчика создали масштабный UI-kit. Это позволило оптимизировать работу дизайнеров и перенести ресурсы с создания визуальной части компонентов на разработку структуры проекта.
После — определили принципы разметки и изменили стандартный пайплайн проработки макетов. Мы перестали прорабатывать «промежуточные» этапы, а начали останавливаться на ключевых мастер-компонентах функциональных блоков — делали их настраиваемыми. Из них же генерировали промежуточные этапы.
Этот подход ускорил процесс проработки макетов и сократил количество ошибок. Это было очень эффективно, потому что модификации, правки и изменения стали требовать гораздо меньших сил.
В дизайне мы стремились соблюсти единство окружающего мира и системы, поэтому использовали «человеческие» паттерны. Например, цветовое кодирование, которое интуитивно понятно: зеленое — хорошо, желтое — требует внимания, красное — ошибка.
Сервисом должны пользоваться не только те, кто проходит обучение, но и те, кто это обучение организует. Так на платформе появились 3 роли:
слушатель — получает назначенные курсы, проходит их, участвует в тестировании, следит за статистикой прохождения;
администратор — назначает роли, работает со списком пользователей, настраивает модификации курсов, одобряет или отклоняет пересдачу;
редактор — наполняет сервис программами, курсами, лекциями, тестами.
Сначала мы планировали разбить эти роли на «подроли»: главный администратор, главный редактор, ревьюер, методолог. Но мы удержались от этого соблазна, поскольку более подробная детализация, сложные разграничения доступа и дополнительные атрибуты только усложнили бы сервис.
Редактор может создавать и наполнять курсы различными видами контента, в том числе интерактивным. Курсы и тесты можно сделать очень разнообразными, с большим набором опций, но при этом простыми и доступными для понимания пользователями.
Специально для редактора мы разработали конструктор курса с понятным интерфейсом. С его помощью можно создать курс, наполнить его лекциями, содержанием и итоговыми заданиями, а затем назначить пользователю или группе.
Остановимся подробнее на блоке интерактивного обучения. Это вид контента, который помогает слушателю понять, как пользоваться определенным сервисом без страха что-то в нем испортить.
Чтобы создать этот блок достаточно сделать скриншот необходимого сервиса и собрать из него интерактивный прототип: отметить области для взаимодействия. Для этого не нужно обладать навыками программирования, достаточно научиться пользоваться сервисом Vector.
Редактор и администратор могут объединять наборы курсов в полноценные образовательные программы, дополнять постоянно актуализируемые базы знаний и связывать их с материалами и тестами.
Для отслеживания статистики прохождения курсов мы создали специальную таблицу.
Максимально полную версию видит администратор. У редактора тоже есть раздел статистики — чуть менее заполненный. В нем находятся простые инструменты сортировки и фильтрация.
Слушатель тоже может следить за статистикой. Но только за своей — он видит статусы курсов.
Важно отметить, что в Vector все линейно: если слушатель зашел в начало курса, он не может перейти в его конец. Он должен последовательно изучить тему, сдать зачеты и экзамены — это поможет не потеряться в объеме информации и идти по заданному руководителем-администратором плану.
Нам нужно было обеспечить непрерывный доступ к функциям сервиса из ПК и мобильных устройств и при этом соблюсти требования по безопасности. А также сделать Vector удобным для пользователя.
Для решения этой задачи мы создали мобильную версию сервиса. Теперь сотрудник не привязан к стационарному рабочему месту и может проходить курсы, где и когда ему удобно.
Мы также внедрили возможность единой авторизации и интеграции. Сервис быстро интегрируется с другими информационными сервисами, в том числе с Active Directory и другими корпоративными системами авторизации пользователей.
У нас получился сервис с минимальным временем освоения сотрудниками с разным уровнем владения ПК. Он уже вовлек 98% слушателей в онлайн-обучение — в количественном пересчете это 25 тысяч человек.
Мы достигли следующих результатов:
пользователи платформы (независимо от роли) могут сразу работать с ней без дополнительного обучения или чтения документации;
организатору обучения стало понятно, что происходит в организации;
методолог может свободно оперировать базой знаний и курсами;
слушатель оптимально расходует время с учетом формата обучения: информация аккумулирована в одном инструменте, есть связи между обучающими и справочными материалами;
можно быстро интегрировать сервис с другими информационными системами, в том числе для демонстрации статуса обучения.
Мы продолжаем совершенствовать платформу, учитывая собранную обратную связь. В следующей итерации планируем добавить микросервисы с использованием машинного обучения.
Proscom с удовольствием обсудит вашу задачу