Freedom QJ league — молодёжная футбольная лига
Спорт
Казахстан, Астана
Август 2024
К нам обратилась молодёжная футбольная лига Казахстана (Freedom QJ league) с задачей разработать уникальную цифровую платформу для спортсменов, их наставников и аналитиков. MVP системы предстояло запустить за 7 месяцев.
В лиге участвуют юношеские команды профессиональных футбольных клубов Казахстана. Главная цель Freedom QJ league — поднять уровень футбола в стране, развивать спортсменов и показывать достойные результаты на мировой арене.
Несмотря на то, что молодёжная лига во многих аспектах опережает взрослую, отсутствие системности мешало спортсменам развиваться.
До внедрения платформы тренировочный процесс был организован хаотично:
— тренеры опирались на собственные, порой устаревшие, методы;
— планировали тренировки на бумаге;
— полагались на интуицию, без учёта реальных показателей;
— не могли составить полную картину происходящего и оценить прогресс игроков;
— современные методики тренировок постоянно меняются, и у многих тренеров просто не было доступа к самой свежей и актуальной информации.
Аналитикам лиги было сложно оценивать эффективность работы команд и тренеров, своевременно давать рекомендации и вносить коррективы в тренировочный процесс. Также они не могли выстраивать единые подходы и тренировочные методики для всех клубов.
Игрокам было трудно отслеживать изменения своих показателей, фиксировать и передавать информацию о своём самочувствии, а также составлять ежедневные отчёты о тренировках.
Freedom QJ League решили создать собственную цифровую платформу и обратились к Brele для её проектирования и разработки. Мы работали над проектом вместе с компанией fuse8, которая занималась фронтендом и бэкендом. Ключевой задачей было запустить первую версию продукта всего за 7 месяцев.
Нам предстояло разработать платформу, которая выведет тренировочный процесс на новый уровень. IT-решение должно было включать:
— личный кабинет тренера, аналитика, менеджера лиги, игрока;
— базу тренировок, упражнений и микроциклов;
— интерфейс менеджера лиги для управления базой;
— календарь тренировок и матчей;
— конструктор тренировок для достижения конкретных целей;
— план тренировок с конспектами и схемами;
— отчёты о тренировках;
— мультиязычность: казахский, русский, английский языки.
Обычно для оцифровки тренировочного процесса используют специальные IT-платформы. Эксперты QJ League изучили опыт других стран и цифровые продукты, которые применяют в спортивных лигах и профессиональных клубах. Выяснилось, что готовые платформы не подходят под реалии Казахстана и требуют серьезной адаптации — а переделывать их долго и дорого.
Поэтому совместно с fuse8 мы создали онлайн-платформу — Freedom Football Manager (FFM). Она разработана с нуля на Node.js. Также мы настроили интеграции, чтобы система работала с:
— сайтом лиги — команды и игроки импортируются в FFM, чтобы их можно было включить в тренировочный процесс, а не добавлять каждого отдельно;
— технологией Crowd In для управления переводами контента на 3 языка;
— платформой Sentry — для мониторинга производительности и выявления ошибок;
— Telegram — для для скачивания конспектов тренировок, а также быстрого и удобного создания отчётов.
Чтобы успеть с MVP, один месяц мы полностью посвятили подготовке и изучению тренировочного процесса футболистов — и в теории, и на практике. Параллельно разбирались, какие программы используют спортивные лиги и клубы. Даже смотрели, как это устроено в компьютерных играх, например, в Football Manager, который во многом стал «эталоном» интерфейсов.
За месяц мы превратили идею в чёткий план работы и развития проекта, который стал базой для основной работы. Вот что сделали:
— User Story Map — расписали пользовательские сценарии для разных ролей и версий продукта.
— Кликабельный прототип — показали, как будет выглядеть платформа, и дали заказчику возможность её протестировать.
— Техническая архитектура — описали стек технологий, базу данных, нагрузку, интеграции и требования к хостингу.
— Описание системы — собрали всё о платформе: роли, сценарии, требования. Вышло 62 страницы концентрированной информации.
— План-график — распределили задачи, сформировали команду и составили диаграмму Ганта.
— Бюджет проекта — рассчитали затраты на разработку по месяцам.
Это помогло быстро запустить работу и двигаться по понятным этапам.
Благодаря такой подготовке и мы, и заказчик точно понимали, каким будет MVP, какие сценарии будут доступны на старте, как дальше развивать систему, сколько это займет времени и сколько будет стоить разработка.
Мы начали разработку с интерфейса менеджера лиги. Этот инструмент позволяет создавать базу тренировок, упражнений и микроциклов. Он стал ключевой фишкой FF Manager и помог навести порядок в тренировочном процессе.
Контент для этого раздела подготовили эксперты-аналитики QJ League на основе европейских стандартов, а мы создали удобный интерфейс.
Теперь тренеры выбирают готовые тренировки и микроциклы из экспертной базы или создают свои, задавая нужные параметры.
На платформе FF Manager мы интегрировали тренировочную методику в код, что позволяет автоматизировать планирование.
Тренер указывает ключевые параметры — фазу игры, стиль, зону и цели тренировки. Система анализирует вводные данные, задаёт уточняющие вопросы и подбирает оптимальный набор упражнений, которые помогут команде достичь нужных результатов.
В итоге тренер получает готовый план-конспект тренировки с эскизами и схемами. Платформа упрощает его работу, избавляя от рутины, и позволяет больше времени уделять подготовке команды.
Подготовили удобную печатную версию для тренировок, упражнений и микроциклов. Адаптировали вёрстку под формат А4, аккуратно разместили элементы и пиктограммы. Проверили, чтобы схемы были читабельными даже в чёрно-белом варианте.
В итоге тренеры и игроки получили наглядные и удобные конспекты, которые упростили работу и восприятие информации.
Главный инструмент тренера — это календарь, который мы разработали, опираясь на лучшие практики. Мы изучили популярные календари и трекеры задач, такие как Google Календарь, Notion, Asana и AlignUI, и адаптировали их под задачи футбольных наставников.
Добавили все нужные сценарии, сохранили привычную логику и сделали интерфейс лёгким, удобным и интуитивно понятным.
Внедрили цветовое обозначение тренировок: красный — для интенсивных нагрузок, зелёный — для восстановительных. Это помогает быстро ориентироваться в расписании.
А ещё добавили понятные пиктограммы и иконки, чтобы даже новички в футболе могли легко разобраться с платформой.
Футбол — это целая система со своими терминами и понятиями, которые могут быть непривычными, если используешь их нечасто. Поэтому в FF Manager мы собрали все термины единую базу знаний и добавили подсказки прямо в интерфейсе.
Каждый термин сопровождается понятным описанием, так что тренеры могут быстро разобраться в системе и сосредоточиться на подготовке команды, а не на поиске информации.
Анализ тренировочного процесса — ключевая задача футбольной лиги. В FF Manager мы автоматизировали этот процесс, чтобы упростить сбор и обработку данных.
После каждой тренировки система напоминает наставнику заполнить отчёт: что прошло хорошо, что можно улучшить, как себя проявили игроки. Футболисты тоже получают уведомления с вопросами о самочувствии, уровне усталости и болевых ощущениях.
Такой подход помогает быстро выявлять проблемные моменты и адаптировать тренировочный процесс под реальные потребности команды.
Благодаря отчётам тренеры могут видеть, что сработало хорошо, а что нужно скорректировать. На платформе они получают не только анализ данных, но и рекомендации от аналитиков, которые помогают улучшить показатели команды и оптимизировать тренировочный процесс.
Все интерфейсы и база знаний доступны на трёх языках: казахском, русском и английском. Это особенно важно, ведь в футболе много терминов, пришедших из английского.
Чтобы автоматизировать перевод контента, мы использовали технологию CrowdIn с поддержкой искусственного интеллекта.
Наша разработка уже на старте помогла решить ключевые задачи заказчика. Теперь тренеры, аналитики и менеджеры лиги активно используют FF Manager в своей ежедневной работе.
— За 7 месяцев запустили MVP платформы и уложились в срок, который превзошел ожидания заказчика.
— Получили позитивную обратную связь о платформе FF Manager от представителей лиги. Видео с презентации доступно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=MpB2ZIAbS00&t=10s
— Автоматизировали рутину по важным направлениям работы: календари, тренировки, аналитика, отчёты и другие.
— Тренеры планируют расписание тренировок и матчей в режиме онлайн.
— Используют экспертную базу упражнений и тренировок, а также быстро получают доступ к актуальной информации о современных методиках.
— Наставники заполняют отчёты онлайн, экономя время на бумажной работе.
— Аналитики оценивают тренерскую работу, анализируют успехи игроков и дают рекомендации по улучшению.
— Все данные хранятся в единой системе, позволяя видеть общую картину и принимать решения, основанные на показателях.
На момент публикации кейса мы продолжаем развивать платформу. Добавляем новые роли: менеджера академии, игрока, спортивных врачей. Также работаем над телеграм-ботом, который ещё больше упростит и автоматизирует рутину тренеров и игроков.
![]()
Александр Солтан
Директор по развитию бизнеса (CBDO)
У заказчика была глубокая экспертиза в тренировочном процессе, понимание работы тренеров, аналитиков и игроков, а также видение будущей системы. Мы собрали команду: продукт-менеджер, дизайнер, 4 разработчика и QA-инженер от нашего друга и партнёра fuse8. Выбрали гибкий подход с недельными спринтами и следовали общей стратегии, используя FFF-методологию (Fix Time, Fix Budget, Flex Scope). Это помогло нам держать баланс между сроками, бюджетом и функциональностью.
![]()
Юрий Воропаев
CPO в Freedom QJ League Казахстан
Сотрудники Brele — профессионалы своего дела, а благодаря вовлеченности, стали экспертами в цифровизации процессов по подготовке футболистов. После релиза проекта к нам обратился ряд спортивных организаций, которые хотели узнать о разработчиках FF Manager и потенциально сотрудничать с ними.