ООО «ФОМЛАЙН»
Электронная коммерция
Россия, Москва
Интернет-магазин, Порталы и сервисы
Май 2023
«ФомЛайн» — один из крупнейших производителей эластичного пенополиуретана, который используется для производства матрасов и мягкой мебели. С 1992 года, что компания на рынке, она обзавелась 9 заводами в России, Казахстане и Узбекистане. Производственная сеть также включает 10+ технических лабораторий, собственный исследовательский центр и 3 резательных центра. Компания производит больше 102 тыс. тонн пенополиуретана в год, а теперь также мебельный клей и независимые пружинные блоки.
Заказчик пришел к нам с идеей — создать маркетплейс мебельных комплектующих, где поставщики смогут размещать свою продукцию, а покупатели — делать оптовые заказы разных категорий продукции на одной площадке.
Готовой бизнес-модели на старте проекта у заказчика не было. Зато было много вопросов:
— неясно, как будет устроена загрузка товаров в каталог: какими будут категории, товары от поставщиков и в каком количестве их будут добавлять;
— неясно, где будут храниться данные о товарах и как проводить их модерацию;
— на рынке нет готового решения, как встроить каталог от произвольного поставщика в каталог маркетплейса — даже крупные площадки не смогли решить эту задачу никак, кроме унификации файлов выгрузок;
— неясно, как будут устроены оплаты на маркетплейсе, кто будет заниматься доставкой и что делать с возвратами;
— неясно, что делать с бухгалтерскими документами и налогами;
— плюс множество других вопросов вроде монетизации проекта и привлечения поставщиков на площадку.
Работа итерациями и пошаговый запуск
Первое, с чем нам предстояло определиться для разработки MVP — структура каталога, какими будут данные по товарам и какое выбрать место их хранения. Каталог в админ-панели и интеграцию с мастер-системой хранения товаров собрали в первых спринтах (временных отрезках не более месяца, за которые команда создает функционирующую версию продукта). Затем приступили к выводу данных в каталоге и личному кабинету поставщика.
У «ФомЛайн» полностью своя IT-инфраструктура, которую они самостоятельно поддерживают. При этом заказчик хотел иметь возможность просто и быстро развернуть у себя дополнительную копию сайта для тестирования или других задач. Для этого решили работать с системой управления серверами, которую уже использует заказчик — Ansible.
Первое время возникали сложности: например, при подключении ElasticSearch некоторые настройки не работали на тестовом сервере заказчика или терялась часть настроек из конфигураций — из-за этого уходило время на отладку и поиск узких мест. Спустя несколько повторов процесс обкатали.
Обычно наши проекты мы начинаем с этапа агрегации требований и используем метод целевых персон, чтобы выявить ключевой для пользователей функционал, и пристально смотрим на конкурентное окружение, чтобы от него отстроиться. Здесь мы пошли нестандартным путем — дополнительно продумывали Customer Journey Map — карту пути клиента, разрабатывая путь пользователя по сайту на основе опыта крупных маркетплейсов вроде Ozon или СберМегаМаркета. Позже эти данные помогли определиться со структурой сайта и написать набор бэклогов на спринты.
Но ещё до начала разработки бэклога на первый спринт мы поработали над прототипами ключевых страниц. На прототипах особое внимание нужно было уделить каталогу и личному кабинету поставщика. Каталог проектировали на основе данных о товарах заказчика и нескольких партнеров-производителей.
Изначально проект планировался под названием заказчика — «ФомЛайн», но на звонке клиент сказал, что у них появилось новое название SOLOMA. Солома — отсылка к природному материалу, которым когда-то набивали первые матрасы. Заказчик также обозначил и палитру «канадская осень» — теплую, яркую и природную.
Так появилась идея использовать на главной странице сайта образы крафтовых мастеров в красных клетчатых рубашках (как отсылка к канадским лесорубам) — на демо дизайна заказчик сказал, что мы попали точно в цель.
С внутренними страницами нам дали полную свободу — они получились четкими и опрятными. А сам проект — теплым, но при этом технологичным.
Мы решили максимально упростить и ускорить формирование собственных карточек для поставщиков: в каталоге есть мастер-товары, для которых поставщикам достаточно создать свои торговые предложения без необходимости заполнять характеристики, описание и загружать фотографии. Это удобно и пользователю — поскольку к одной карточке товара могут присоединиться несколько поставщиков, он сразу, на странице товара, может выбрать лучшее предложение.
Для хранения данных мы договорились использовать PIM-систему PIMCore для хранения данных. Чтобы отладить интеграцию с ней в процессе, помимо заказчика, участвовали специалисты KT-Team, интегратора Pimcore. Чтобы получить данные из Pimcore для сайта, мы использовали шину сообщений от Apache Kafka — это брокер сообщений между разными системами, который позволяет нескольким системам обмениваться данными через общий набор интерфейсов в режиме реального времени. Kafka отдает нам данные в виде объектов — мы их парсим (автоматически собираем и структурируем с помощью отдельного сервиса), раскладываем по табличкам внутри сайта и используем. Дополнительно мы написали парсер схемы данных, который учитывает различные типы свойств, представленных в Pimcore, и на основе которого строится взаимодействие с данными, получаемыми от мастер-системы — в том числе, хранение, вывод и заполнение данных по готовым таблицам внутри сайта.
Изображения товаров загружаются вместе с товарной номенклатурой в PIM-систему заказчика. Чтобы импортировать их оттуда на сайт сразу в нужном размере, мы интегрировались с сервисом Imaginary — он работает как прокси-сервис для отображения картинок. Мы забираем из PIM ссылку на конкретное изображение, прогоняем его через Imaginary с заданными параметрами размера, и сервис отдает на сайт изображение в нужном размере.
Интеграцию с 1С мы сделали, чтобы в дальнейшем автоматизировать процесс формирования документов и подтверждения новых пользователей на сайте. Реализовали с помощью уже упомянутого Apache Kafka.
В этом случае поставщик данных — уже сайт, а не PIM. Мы прописали набор топиков (событий), которые автоматически передаются в Kafka при наступлении этого события.
Например, при изменении реквизитов пользователя, данных банка, информации по заказу (смена статуса, состава заказа), изменившиеся данные автоматически отдельными записями отправляются в Kafka, а уже оттуда эти изменения забирает 1С и обновляет у себя.
На проекте SOLOMA предусмотрен лишь один вариант — оплата напрямую поставщику по счету. Для В2 В такой расклад удобнее всего. При этом заказы в корзине группируются по конкретному поставщику (как на AliExpress).
Как только пользователь оформил заказ, поставщик получает уведомление и видит в его в своем личном кабинете. Чтобы сгенерировать счет, ему достаточно перевести статус заказа с «Ожидает подтверждения» в «Подтвержден» — и счет-договор автоматически выставится пользователю.
В 2022 году мы успешно запустили маркетплейс для мебельных производителей SOLOMA и теперь развиваем его. В планах интеграция с ЭДО, поскольку сейчас, чтобы стать покупателем или поставщиком на платформе, необходимо вручную в ЭДО отправить необходимые документы. Планируем это автоматизировать: заодно упростим оборот документов между платформой и поставщиками.
Фатеркин Д.А.
Начальник отдела электронной коммерции
Выражаю свою благодарность компании Сибирикс, которая разработала для нас сайт маркетплейса. Стоит отметить, что маркетплейс — это не просто большой интернет-магазин, это комплексная онлайн-структура с многочисленными сложными интеграциями.
Сибирикс с удовольствием обсудит вашу задачу