1344
03 авг 2022

«Я как фрилансер замучался с клиентами, у которых специфичное представление о прекрасном. Что вы делаете, когда уже есть предоплата и при этом клиенту категорически не нравятся ваши варианты дизайна, а то, что он предлагает — полный кринж?»

Начать стоит с того, что именно вы обещали заказчику до подписания договора (притом как в самом договоре, так и на уровне коммуникаций). Количество итераций и вариантов на выбор для заказчика лучше всего ограничивать. Потому что отсутствие ограничения фактически может трактоваться как «работаем до победного конца», и тогда вы окажетесь в заложниках у некомпетентности или настроения клиента, а это уже полное поражение для обеих сторон. Так хорошие кейсы не делаются, равно как и побеждающие на конкурсах работы не рождаются в условиях постоянного «бодания» за доработки между исполнителем и заказчиком.

Предугадать заранее, как именно будет развиваться сотрудничество, разумеется, невозможно. Но зато можно попытаться понять вкусы и адекватность клиента. Вы ведь наверняка просите привести его в брифе понравившиеся примеры дизайна, да? Уже по ним можно с высокой долей вероятности судить о том, будет ли позже кринж или нет. И здесь наступает самый ответственный момент — принятие решения относительно того, готовы ли вы работать с таким заказчиком. Обе стратегии имеют место быть, однако нужно формировать свой продукт и стандарты работы, учитывая это. Готовы стыдиться некоторых работ в своем портфолио вплоть до того, чтобы скрывать копирайт? Ок, это ваш выбор, в этой нише тоже можно делать бизнес. Однако лично нам в @roobinium такой подход не по душе.

Поэтому мы больше выступаем за профилактику возникновения подобных ситуаций. Если говорить о «тушении пожара», то тут все несколько сложнее. Вам либо придется поступаться своими профессиональными принципами, либо опять-таки «бодаться» с клиентом, либо же просто отпускать ситуацию, останавливая работу. И последняя история в зависимости от условий/обстоятельств может привести к самым разным последствиям: от спокойного расставания сторон в случае возмещения ущерба до гневных отзывов, влияющих на общую репутацию подрядчиков (парадокс, но в обратную сторону это работает гораздо реже — исполнители редко проверяют репутацию заказчика).

Здравствуйте!
Представления о прекрасном субъективны, поэтому отталкиваться от них будет неверно. Дизайн решает поставленную задачу: повышать узнаваемость бренда или лояльность аудитории, доносить ценности продукта, снимать возражения потенциальных клиентов и др.
Чтобы сделать сотрудничество комфортным, мы придерживаемся такого плана работы:
  1. Конф-колл по вопросам брифа. Собираем как можно больше информации: о продукте, о том, как работает заказчик, какие цели и задачи ставит перед проектом, какие проблемы он хочет решить, какая ситуация у него сейчас.
  2. Анализ конкурентов и рынка с позиции целевой аудитории: что пользуется популярностью, какие есть современные требования или решения, что отмечают пользователи продукта.
  3. Резюме и техническое задание. После обсуждения проекта мы составляем резюме, в котором фиксируем основные моменты и важные замечания, и коммерческое предложение с техническим заданием, которое утверждаем у клиента.
Если в процессе возникают спорные моменты, проводим повторный конф-колл с клиентом, чтобы выяснить, почему такое решение его не устраивает, как это повлияет на достижение целей и задач проекта.
Задайте заказчику уточняющие вопросы в открытой форме, предполагающей развернутый, а не односложный ответ.
Например, вы обсудили проект и подготовили макет сайта в черно-оранжевой гамме, отрисовали иконки под дизайн. От заказчика приходит: «Нет, мне не нравятся иконки. Перекрасьте в ярко-зеленый». Вместо того, чтобы убеждать его в чем-то, задайте вопрос: «Почему именно ярко-зеленый? Как этот цвет повлияет на вашу аудиторию?».
В зависимости от ответа можно выстроить диалог дальше, скорректировать действия или задачу и прийти к конкретному решению.
Если заказчику посоветовали добавить зеленый, потому, что он лучше продает, а сайт имиджевый, предложите еще раз обсудить задачи сайта. Если сочетание черного и оранжевого кажется мрачным и поэтому хочется добавить яркого-зеленого, сделайте дизайн светлее.
Всегда исходите из решения задачи клиента и не бойтесь задавать вопросы, это поможет сократить количество спорных моментов и повысит вашу профессиональную репутацию.
Это скорее не про дизайн, а про менеджмент. Клиенты часто спрашивают, сколько вариантов дизайна входит в проект. Мы отвечаем, что один. Дальше рисуем и, как правило, он сразу заходит. Редко можем нарисовать второй вариант, но это скорее исключение, чем практика. Для того, чтобы не делать несколько вариантов, мы не пренебрегаем предпроектными этапами работы: брифинг, мудборды, референсы, аналитика и тд. В итоге понимаем, чего хочет клиент. Каким бы ни было чувство прекрасного, работу принимает клиент. Нужно понимать, что ты работаешь не только на задачу, но и на клиента. Неизвестно, сколько должно быть у тебя опыта, чтобы для клиента ты сходу был прав на все сто процентов. Подход через аналитику, исследование клиентских ожиданий и прототипирование сводит на нет возможность описанного в вопросе сценария. 

Немаловажен скилл продать и защитить. Многие молодые дизайнеры делают это не совсем верно. Они встают в позицию защиты любой ценой. Здесь я посоветую переговорные техники. То есть тебе надо убедить клиента верой в себя и свою экспертизу. Описываемый сценарий — это тупиковая ветвь, когда человек сделал все, чтобы это произошло. Он не разобрался, чего хочет клиент. В целом, он уже накосячил. В нормальном случае этого быть не должно. Это уже антикризисный дизайн-менеджмент. 

Если ты как фрилансер настолько замучался с клиентами со специфическим представлением прекрасного, то я бы вспомнил Mr.Freeman. Перефразируя его: может это у тебя специфичное представление о прекрасном, а клиент про бизнес, про задачи и все отлично понимает? Тогда выбирай других клиентов из других ценовых сегментов. 

Сама формулировка вопроса на самом деле очень подростковая. Что значит полный кринж? Вряд ли там речь о том, что просят на сайте авиабилетов нарисовать Агутина с микрофоном. А если и так, то это опять-таки проблема фрилансера, что он не узнал об этом заранее и начал работать с клиентом. 

Но если все зашло уже до той степени, которая описана, и ты сделал макет, который не принимают, то нужно сделать два шага назад и один в сторону. Вернуться к истокам проекта, разобраться в референсах, пожеланиях и аналитике. 

Фундаментальный совет: отойти назад и разобраться. И там пытаться, как хирург, разобраться, когда все пошло не так. Худшее, что может сделать дизайнер — это спорить, защищаться, а потом плюнуть на все и сказать, что переделаю. Но что ты переделаешь, если не услышал клиента и не выяснил, когда все пошло не так? Поэтому возвращаемся обратно и кропотливо разбираемся.
Другие вопросы