1372
16 сен 2022

«Пишут, что количество вакансий для айтишников в России резко сократилось. Справедливо ли это конкретно для веб- и мобильной разработки?»

На данный момент у нас самая многочисленная команда за историю компании, где все сотрудники работают в штате. И мы постоянно заняты наймом и усилением команды крутыми специалистами. 

Сейчас многие компании цифровых продуктов стали более внимательно относится к вопросу найму. Раньше целью был найм любой ценой, но сегодня вопрос эффективности и целесообразности встал на первое место. Топ-менеджмент больше не заинтересован в том, что у него работали сотни высококлассных спецов и что-то делали, но озадачен тем, приносят ли они соотносимую затратам пользу и ведут ли продукт к своевременному развитию. 

За последние полгода у нас было несколько клиентов, которые хотели не только запустить продукт, но в дальнейшем собрать внутри себя команду для его развития и поддержки. Изначально мы предоставляли специалистов в формате аутстаффа, настроили внутренние процессы, запустили продукт, а затем вместе с клиентом поэтапно построили им внутреннюю IT-команду под этот продукт, осуществляли временное управление и передавали экспертизу. В итоге получилось, что у клиента упало число открытых вакансий, но выросла скорость запуска продуктов и эффективность специалистов с точки зрения бизнеса. 
У меня нет данных в целом по рынку, но, скорее всего, количество вакансий в IT-сфере сократилось. Крупные компании вроде ВТБ стали набирать меньше сотрудников — это факт. Плюс к этому в пользу сокращения вакансий говорит и ажиотаж среди соискателей. Вот вам пример. Сейчас в WINFOX открыто две вакансии: iOS-разработчик и PHP-разработчик. На позицию iOS-разработчика за пару дней пришло порядка двухсот откликов! Такого никогда не было. Год назад за весь месяц приходило откликов сто. Поэтому можно сделать вывод, что вакансий для айтишников стало меньше, да. 

Воронка найма сейчас очень жирная. С одной стороны, это радует: усилилась конкуренция среди кандидатов, а значит, рынок труда будет расти и развиваться. А с другой стороны, нет: нас ждет новый челлендж на рынке разработки, в котором выживут далеко не все. 

  1. Все отрасли просели, а релокация забрала вакансии с рынка в другие регионы. Так сейчас большинство новых сотрудников набирают в Грузию, Ташкент и Казахстан.
  2. Вакансии для джунов практически исчезли. Если говорить точнее, то они все же есть, но нужно очень сильно постараться, чтобы попасть даже на стажировку. Конкурс на одно место просто бешеный. Конечно, у middle и senior специалистов ситуация получше.
  3. Стало меньше проектов. Большинство компаний берегут бюджеты, то есть они заморозили все инвестиционные и развивающиеся проекты, кто-то и вовсе не справился со сложностями и закрылся. Соответственно, меньше проектов — меньше занятости у сотрудников. Дальше по цепочке видим уменьшение количества вакансий.
В вебе сейчас заметно оживление. Насколько долго оно продлится — неизвестно.

Рынок все еще отходит от «просадки», которая случилась в первом полугодии, когда многие компании полностью или в большей мере остановили найм. Например, в нашей компании мы наконец-то начали снова набирать специалистов на стажировку после долгого перерыва в 5 месяцев.

Однако все это не означает, что мы полностью перешли из состояния «рынка соискателя» в состояние «рынка работодателя». И тот и другой в определенной степени влияют на рынок, диктуя свои ожидания. Специалистам не стали платить в 2 раза меньше по сравнению с дофевральским периодом, многие сохранили свои рабочие места и ждут новых годовых ревью.

Другие вопросы