1341
08 авг 2022

«Насколько котируется российская школа графического дизайна за границей? Как вы оцениваете средний уровень в России относительно мирового?»

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо быть дизайн-деятелем, а я выбрал для себя путь предпринимателя. Мне кажется, что я не совсем могу говорить об этом, поэтому перенаправил вопрос нашему lead-дизайнеру Андрею Скляру, который очень в теме, следит за всеми трендами, посещает мероприятия и очень в дизайн-тусовке: «В плане граф дизайна я очень высоко оцениваю наших ребят. Не шутка, но мне кажется российский граф дизайн одним из лучших в мире. Именно то, что сейчас есть на рынке. Например, Ony, shkuka, type type (но это типографика больше), tomatdesign, otvetdesign, suprematica, repina. Они делают на уровне каких-нибудь американских pentagram, а то и лучше».
В этом вопросе не все однозначно. С одной стороны русскоязычные дизайнеры никогда не проигрывали на мировой арене. У нас определенно неплохой уровень работ, понимание дизайна и креативность — с этой точки зрения точно есть чем гордиться. И это касается не только графического дизайна, но и веба — откройте сайт любого европейского банка, сравните его с сайтом «Сбера» или «Альфа-Банка» и ответьте на этот вопрос сами.
Но если говорить именно о графике, то нужно понимать географическую специфику. Если взять среднестатического российского дизайнера, который всю жизнь работал над проектами российских брендов, и посадить его за проект с корнями из ОАЭ или США, то не исключено, что история с первого раза не сложится. То есть наш специалист может не сразу «попасть» в клиентский запрос, не имея соответствующего опыта.
К тому же есть еще один барьер, который в некоторой степени мешает развитию индустрии, — это образование. Говорить о том, что графическому дизайну хорошо учат в российских ВУЗ’ах, пока, к сожалению, не приходится. Многочисленные онлайн-школы тоже не справляются с этой задачей. Спасают ситуацию лишь учебные программы отдельных высококвалифицированных специалистов и нескольких образовательных структур без намека на инфоцыганство. Ну и, конечно же, матушка-практика.

Нам повезло, мы действительно можем довольно объективно сравнивать российский и зарубежный опыт в дизайне. Более 5 лет мы работаем на две страны. Я живу в Германии и вижу, что происходит в сфере дизайна здесь. Мы делаем проекты как с клиентами из Москвы, так и из Берлина. И все иностранные заказчики, с которыми мы работали, отмечали высокий уровень профессионализма российской школы графического дизайна. 

На мой взгляд, наша школа действительно уникальна. По самобытности её можно сравнить с русским балетом. Российские дизайнеры вдохновляются лучшими зарубежными практиками, но при этом грамотно и удачно адаптируют их к особенностям русской ментальности. 

Я бы выделила здесь два основных момента, на которые часто ориентируются в России: «не хуже других» и «первое впечатление можно произвести лишь раз». В Германии нередко у крупной компании, лидера рынка, устаревший сайт с невнятным дизайном, зачастую без стыковок с брендбуком. В России даже микробизнес стремится сделать сайт, который выстраивает фасад современной, инновационной и динамично развивающейся компании. Эти особенности заметили на западе. Поэтому проекты российских компаний можно увидеть среди победителей и финалистов различных международных конкурсов. 

Еще один важный момент: эмоции — часть русской ментальности. Это транслируется в культуре и искусстве, и этот аспект проявлен в графическом дизайне. Мы используем дизайн не только как инструмент, мы вкладываем в него часть души, а это воздействует глубже и вызывает отклик у аудитории.

Именно поэтому до введения санкций российские агентства, которые научились работать с международными клиентами, были востребованы за рубежом. Сейчас ситуация немного изменилась, но нельзя сказать, что общая тенденция сошла на нет. Клиенты по-прежнему ценят русских дизайнеров за перфекционизм и желание сделать каждый новый проект лучше предыдущего, а любой из российских специалистов, даже со средним и начальным уровнем, востребован за рубежом. 
Другие вопросы