1412
12 авг 2022

«Остались ли у российских digital-агентств иностранные заказчики или теперь приходится рассчитывать лишь на внутренний рынок?»

Доля иностранных заказчиков у российских digital-агентств безусловно снизилась из-за внешних факторов и общего спада экономики. Ключевое здесь — документооборот и финансовые отношения, которые невозможны, если нет зарубежного юридического лица и иностранного счета в банке.

Основные потерпевшие:
  1. Агентства, которые работали напрямую с крупными международными брендами и холдингами. Такие гиганты подвержены политическим давлениям и уходам с рынка. Можно найти множество кейсов, когда сотрудничество прекращалось в одностороннем порядке из-за того, что компания из РФ.
  2. Агентства, которые работали исключительно с малым бизнесом, а он сильнее других подвержен рискам из-за внешних обстоятельств в стране и мире.
У нас остаются в активе иностранные компании из таких сфер, как недвижимость, IT, HoReCa и e-commerce.

Для ответа на этот вопрос сначала нужно договориться о том, что именно мы понимаем под термином «российское digital-агентство». Например, я как основатель агентства уже несколько лет живу во Вьетнаме, а мои сотрудники работают из разных точек мира. Считается ли мое агентство российским? Очевидно, что границы в каком-то смысле начинают размываться. У многих есть по несколько юрлиц и расчетных счетов в разных юрисдикциях: соответственно, часть агентств уже находится одной ногой здесь, а другой — «там» (особенно после последних событий).

У меня нет точной аналитики по заданному вопросу, однако есть некоторая собственная картина мира, сложившаяся из насмотренности по рынку:
  • Первая категория — это агентства, которые давно работали с иностранными заказчиками, и у последних сформировалась довольно высокая лояльность по отношению к своим подрядчикам. Настолько высокая, что никакие обстоятельства не повлияли на их сотрудничество. По моим субъективным ощущениям количество таких примеров не очень высокое.
  • Вторая категория — это те, кто пытается скрыть свои российские корни вплоть до того, что «прячут» основателя, меняют имена и фамилии. нанимают иностранных менеджеров, убирают из портфолио российские проекты и т. д. У кого-то такая маскировка работает, но опять-таки вряд ли их очень много.
  • Далее идут агентства, работающие с Ближним Востоком, Латинской Америкой и т. д. Не стоит не забывать, что рынок клиентов в digital состоит не только из стран Европы и Северной Америки. Но даже в этой категории у кого-то могла произойти просадка в клиентских проектах, лишь с той разницей, что она не была тотальной.
  • Четвертая категория — те, кто всегда работал только с российским рынком и либо не имел намерений по поводу выхода на зарубеж, либо это были несерьезные микро-попытки. Очевидно, что для них практически ничего не поменялось.
Если вы изначально не относитесь к первой категории в силу сложившейся истории, то для вас есть два пути — либо стать агентством второго/третьего типа либо остаться на российском рынке. На мой взгляд, оба варианта реалистичны. Однако первый путь точно потребует немалых усилий — нужно понимать, готовы ли вы к этому.
Ответ на это вопрос неоднозначен. У значительного числа digital-агентств иностранные заказчики остались, и они не просто совместно работают, а расширяют своё сотрудничество. В ряде случаев некоторым агентствам для эффективного сотрудничества пришлось релоцировать своих сотрудников, а другие продолжают работать с зарубежными заказчиками на территории нашей страны.

При этом не секрет, что сейчас в быстро меняющейся политической ситуации часть бизнеса прекратила своё сотрудничество с российскими компаниями. И они переориентируются на внутренний рынок и на заказчиков из ближайшего зарубежья. Поэтому в целом, я думаю, те агентства, которые сохранили иностранных заказчиков, будут продолжать с ними работать, будут искать возможности для этого. И та практика, которая сейчас имеется, говорит о том, что это очень взаимовыгодное сотрудничество. Хотя текущий курс иностранной валюты требует изменения подходов, повышения эффективности и различных путей для того, чтобы сотрудничество оставалось взаимовыгодным. 

При этом внимание к этой теме усилено, достаточно большой запрос на создание решений по обеспечению технологического суверенитета. И компании, которые обладают хорошей технологической базой и могут предложить такие решения, будут востребованы.

Другие вопросы