1412
12 авг 2022
«Остались ли у российских digital-агентств иностранные заказчики или теперь приходится рассчитывать лишь на внутренний рынок?»
Demis Group
Доля иностранных заказчиков у российских digital-агентств безусловно снизилась из-за внешних факторов и общего спада экономики. Ключевое здесь — документооборот и финансовые отношения, которые невозможны, если нет зарубежного юридического лица и иностранного счета в банке.
Основные потерпевшие:
- Агентства, которые работали напрямую с крупными международными брендами и холдингами. Такие гиганты подвержены политическим давлениям и уходам с рынка. Можно найти множество кейсов, когда сотрудничество прекращалось в одностороннем порядке из-за того, что компания из РФ.
- Агентства, которые работали исключительно с малым бизнесом, а он сильнее других подвержен рискам из-за внешних обстоятельств в стране и мире.
У нас остаются в активе иностранные компании из таких сфер, как недвижимость, IT, HoReCa и e-commerce.
AdsON
Для ответа на этот вопрос сначала нужно договориться о том, что именно мы понимаем под термином «российское digital-агентство». Например, я как основатель агентства уже несколько лет живу во Вьетнаме, а мои сотрудники работают из разных точек мира. Считается ли мое агентство российским? Очевидно, что границы в каком-то смысле начинают размываться. У многих есть по несколько юрлиц и расчетных счетов в разных юрисдикциях: соответственно, часть агентств уже находится одной ногой здесь, а другой — «там» (особенно после последних событий).
У меня нет точной аналитики по заданному вопросу, однако есть некоторая собственная картина мира, сложившаяся из насмотренности по рынку:
- Первая категория — это агентства, которые давно работали с иностранными заказчиками, и у последних сформировалась довольно высокая лояльность по отношению к своим подрядчикам. Настолько высокая, что никакие обстоятельства не повлияли на их сотрудничество. По моим субъективным ощущениям количество таких примеров не очень высокое.
- Вторая категория — это те, кто пытается скрыть свои российские корни вплоть до того, что «прячут» основателя, меняют имена и фамилии. нанимают иностранных менеджеров, убирают из портфолио российские проекты и т. д. У кого-то такая маскировка работает, но опять-таки вряд ли их очень много.
- Далее идут агентства, работающие с Ближним Востоком, Латинской Америкой и т. д. Не стоит не забывать, что рынок клиентов в digital состоит не только из стран Европы и Северной Америки. Но даже в этой категории у кого-то могла произойти просадка в клиентских проектах, лишь с той разницей, что она не была тотальной.
- Четвертая категория — те, кто всегда работал только с российским рынком и либо не имел намерений по поводу выхода на зарубеж, либо это были несерьезные микро-попытки. Очевидно, что для них практически ничего не поменялось.
Если вы изначально не относитесь к первой категории в силу сложившейся истории, то для вас есть два пути — либо стать агентством второго/третьего типа либо остаться на российском рынке. На мой взгляд, оба варианта реалистичны. Однако первый путь точно потребует немалых усилий — нужно понимать, готовы ли вы к этому.
Иностудио
Ответ на это вопрос неоднозначен. У значительного числа digital-агентств иностранные заказчики остались, и они не просто совместно работают, а расширяют своё сотрудничество. В ряде случаев некоторым агентствам для эффективного сотрудничества пришлось релоцировать своих сотрудников, а другие продолжают работать с зарубежными заказчиками на территории нашей страны.
При этом не секрет, что сейчас в быстро меняющейся политической ситуации часть бизнеса прекратила своё сотрудничество с российскими компаниями. И они переориентируются на внутренний рынок и на заказчиков из ближайшего зарубежья. Поэтому в целом, я думаю, те агентства, которые сохранили иностранных заказчиков, будут продолжать с ними работать, будут искать возможности для этого. И та практика, которая сейчас имеется, говорит о том, что это очень взаимовыгодное сотрудничество. Хотя текущий курс иностранной валюты требует изменения подходов, повышения эффективности и различных путей для того, чтобы сотрудничество оставалось взаимовыгодным.
При этом внимание к этой теме усилено, достаточно большой запрос на создание решений по обеспечению технологического суверенитета. И компании, которые обладают хорошей технологической базой и могут предложить такие решения, будут востребованы.
Другие вопросы
16 апр 2024
MarkSeven, Генеральный директор (CEO)
2L Agency, Аккаунт-менеджер
Why SEO Serious, PR-менеджер
05 апр 2024
Riverstart, Директор по маркетингу (CMO)
Migra, Менеджер по развитию бизнеса (BDM)
div., Руководитель клиентского отдела
04 апр 2024
«Можно ли хотя бы примерно прикинуть бюджет интеграции CRM в компанию еще до обращения в агентства?»
Media Group, Генеральный директор (CEO)
Migra, Менеджер по развитию бизнеса (BDM)
ITECH, Генеральный директор (CEO)