2762
01 июн 2022
«Многие диджитал-специалисты начали искать работу за рубежом. Значит ли это, что стоимость разработки сайтов и мобильных приложений, а также интернет-маркетинга в России заметно вырастет?»
Магвай
Давайте сразу определимся с тем, что в данный момент, находясь в России, непросто получить работу за рубежом, еще сложнее — получить оплату за нее. Поиск работы за рубежом сейчас предполагает релокацию, а это требует определенной подготовки и ресурсов, если мы говорим о долгосрочном варианте.
У заданного вопроса есть и другая сторона — в России есть специалисты, которые уже работали на зарубежные компании. Их, по моим наблюдениям, можно разделить на два типа: тех, кто работал в штате российских представительств компаний, и тех, кто работал удаленно на компании, находящиеся за рубежом. Российские представительства многих зарубежных компаний сейчас закрываются или готовятся к этому, кто-то предлагает своим сотрудникам поддержку в релокации за границу, и многие сотрудники на это согласились. Остальные релоцируются своими силами, но чаще — ищут работу в России.
Так же и специалисты, которые работали удаленно на компании, находящиеся за рубежом. Для них работать на зарубеж (а главное — получать оттуда заработную плату), находясь в России, стало непросто. Небольшая часть получает оплату труда на счета в Казахстане, Грузии, Турции и тд. Большинство же просто осталось без работы и обратило свой взгляд на российские компании.
Мы на личном опыте заметили тенденцию возвращения большого количества квалифицированных кадров на российский рынок.
Практически по всем вакансиям, открытым на данный момент в «Магвай», мы получаем большое количество откликов. И часто это специалисты, в резюме которых можно встретить опыт работы в иностранных компаниях. Причем, речь идет как о постоянной работе в крупных международных компаниях и стартапах, так и о проектной, фриланс-деятельности на всевозможных биржах, например, на Upwork.
Исходя из этого, можно сделать определенные выводы по вопросу роста стоимость разработки. Из года в год мы видим, что стоимость разработки действительно увеличивается, но это скорее лишь отчасти связано со сложившейся ситуацией.
Во-первых, сейчас экономика переживает турбулентность, на рынке высокая инфляция — экономический поворот, при котором логично ожидать роста стоимости любых товаров и услуг, в том числе и цен на digital-услуги. Во-вторых, так как на рынке труда оказалось большое количество квалифицированных специалистов, то компании стараются не потерять возможность укрепить ими команды. Подобный найм рассматривается, как отличный буст для наращивания компетенций внутри организации. При этом, увеличение объёма кадров несёт за собой увеличение ФОТа агентства, а это напрямую требует либо увеличения объёма заказов, либо стоимости услуг.
Amiga, Генеральный директор (CEO)
Стоимость разработки сайтов, мобильных приложений и интернет-маркетинга росла каждый год еще до февральского события. Было 2 основных фактора роста — инфляция и кадровый голод. На сегодняшний день различные экспертные сообщества приводят цифры по инфляции за 2022 год от 20 до 30 процентов. По оценке РАЭК, Россию с 24 февраля покинуло более ста тысяч диджитал-специалистов, что усилило кадровый голод. Вдобавок, многие стали работать на зарубежные компании. Все эти факторы сильно повлияли на резкий рост заработных плат, что уже привело к удорожанию всей IT-отрасли.
JetStyle, Генеральный директор (CEO)
Сложно ответить на этот вопрос сейчас, потому что турбулентность не закончилась. А во время турбулентности обычно много противотрендов, и какой из них возобладает, сказать сложно.
Стоимость разработки сайта всегда была очень волатильной: на один и тот же запрос можно найти очень разные ценовые предложения. И поскольку есть много противотрендов, то, с одной стороны, люди, которые захотят продать свою работу дороже, смогут это сделать, а другой — люди, которые захотят найти вариант дешевле, тоже смогут это сделать.
И если говорить про тренды, то они такие.
Первый — тренд на отток диджитал-специалистов, который сделает их труд более дефицитным. И да, цены от этого будут повышаться.
Но с другой стороны — и это второй тренд — количество бизнесов в России уже сейчас резко сократилось, потому что многие из них были зависимы от импорта. И кажется, что это будет долговременным трендом. Бизнес через это пройдет тяжело, бизнесов станет меньше, и, следовательно, услуг на рынке будет заказываться меньше — а это будет понижать цены.
Я бы сказал, что второй тренд сильнее первого. Но есть еще и третий. Когда экономика падает, интернет всегда идет против тренда — потому что те бизнесы, которые выбрали жить, а не умереть, постараются получить больше продаж. А получить больше продаж в современном мире означает вложить больше усилий в интернет — но не как попало, а с целью быстро вернуть инвестиции.
В итоге, я думаю, что произойдет то, что случается в кризис всегда — вся эта история ударит по серединке. Те, кто предоставляет услуги дешево, продолжат предоставлять их дешево. Те, кто был доказательно эффективен до кризиса, будут предоставлять услуги еще дороже. А серединка, скорее всего, в цене просядет.
Другие вопросы
27 ноя 2024
Artox Media Digital Group, Group Head
Panda Ads, Генеральный директор (CEO)
MDA-company, CEO
21 ноя 2024
Пиробайт, Генеральный директор (CEO)
Migra, Менеджер по развитию бизнеса (BDM)
2L Agency, Аккаунт-менеджер
12 ноя 2024
Panda Ads, Генеральный директор (CEO)
PHPDev.ORG, ПиЭйчПиДев.Орг
Advertalyze, Директор по развитию бизнеса (CBDO)
+2