Опрос показал, что 35% устроились на свое последнее место работы по рекомендации, еще 29% нашли работу через джоб-платформы, а 16% респондентов получили предложение от работодателя. Еще 13% опрошенных признались, что сами вышли на работодателя, а 5% нашли свое последнее место работы через Telegram-каналы.
Опрос проводился с 10 по 27 ноября среди почти 2 000 респондентов, основная сфера деятельности которых связана с работой в PR и коммуникациях. Данные собирались через онлайн-опрос, размещенный в профессиональных Telegram-каналах. Погрешность минимальна, но при расширении выборки возможны незначительные отклонения.
Во многих креативных профессиях аналитики Авито Работы зафиксировали рост зарплатных предложений. Лидерами стали художники — осенью 2025 года их средние предлагаемые зарплаты выросли на 37% за год и достигли 86 564 руб/мес. На втором месте актеры с ростом в 26% и средними зарплатными предложениями в 95 050 руб/мес. Аниматорам стали предлагать на 14% больше, чем осенью прошлого года — за аналогичный период текущего года они могли рассчитывать в среднем на 64 433 руб/мес.
При этом часто творческие профессии подразумевает проектную или посменную занятость, и фактический заработок специалистов зависит от реализованных проектов и количества рабочих смен.
«Результаты исследования подтверждают: на рынке в целом, а в креативных индустриях особенно, по-прежнему большую роль играют профессиональные связи и репутация. Работодатели стремятся привлекать лучших специалистов с сильными навыками, поэтому рекомендации остаются одним из самых надежных инструментов поиска — больше трети кандидатов находят работу именно так. При этом заметна и высокая активность соискателей: за год число откликов на вакансии в креативной индустрии выросло почти в два раза (+96%)», — комментирует Кирилл Пшеничных, директор категории «Офисные профессии» Авито Работы.
«При собеседовании сотрудников в PR-отдел я прежде всего обращаю внимание на их хард- и софт-скиллс, а также ключевые результаты на предыдущих местах работы. Если у человека есть дополнительные рекомендации с рынка — это станет бонусом, но не будет играть первостепенную роль», — считает директор по PR&New Media коммуникационной группы Vinci Agency Татьяна Куликова.