Ищете digital-подрядчика? Выберите его самостоятельно или организуйте тендер, чтобы определить лучшего.
Назад

Исследование: Каждый второй человек сталкивается с интернет-агрессией

131 
Каждый второй россиянин регулярно сталкивается с агрессией в интернете и рабочих чатах. Шейминг вошел в топ-3 видов онлайн-агрессии. К таким выводам пришли в новом исследовании интернет-агрессии эксперты агентства персонального брендинга «Космос-4» и хаба независимых агентств SMALL Agencies Hub. 

Совместное исследование «Космос-4» и SMALL, в котором приняло участие более 600 интернет-пользователей,  выявило тревожную тенденцию: за последние три года интернет-агрессия в России не только не снизилась, но и стала частью повседневной онлайн-жизни пользователей.

Если в 2022 году 55% респондентов лишь периодически сталкивались с агрессией в сети, то в 2025 году уже 45,5% опрошенных отмечают, что подвергаются ей постоянно. Исследователи отмечают качественное изменение ситуации: агрессия из эпизодического явления превратилась в регулярное.

«Несмотря на растущее внимание к проблеме кибербуллинга, ситуация с агрессией в интернете усугубляется. Особенно тревожно, что шейминг — вошел в тройку самых распространенных форм онлайн-агрессии. Шейминг — целенаправленное длительное унижение человека по какой бы то ни было причине, продиктованной принятыми в обществе нормами и стереотипами, например, критика внешнего вида — бодишейминг. Также среди самых распространенных видов интернет-агрессии — комментарии к публичным записям человека (постам) и троллинг», – комментирует Надежда Кобина, генеральный директор агентства «Космос-4».

Исследование показало существенные изменения в ландшафте интернет-агрессии.:

  1. Изменились площадки агрессивных проявлений. Если в 2022 году основными платформами были Инстаграм*, Facebook* и LinkedIn, то в 2025 году это Инстаграм*, ВКонтакте и Телеграм.
  2. Трансформировались причины агрессии. Три года назад основными триггерами были «достижения и успехи» пользователей и «ощущение безнаказанности» агрессоров. В 2025 году главной причиной стала категория «окружающие и их особенности поведения».
  3. Впервые зафиксирован высокий уровень агрессии в рабочих коммуникациях: каждый второй респондент сталкивается с агрессивным поведением в рабочих чатах.

«Полученные данные свидетельствуют не только о росте агрессии, но и о ее проникновении в профессиональную сферу. Вместо конструктивного общения, деловые чаты нередко становятся местом выплеска негативных эмоций», – отмечает Кристина Петрова, президент хаба SMALL, основатель коммуникационного агентства и Telegram-канала PR Perfect.

О компаниях:

«Космос-4» – агентство персонального брендинга с 10-летним опытом работы, реализовавшее более 400 проектов по продвижению персонального бренда топ-менеджерови , лидеров бизнеса.

SMALL Agencies Hub – камерный хаб независимых, развивающихся и специализированных агентств из разных сфер коммуникаций. SMALL объединяет участников со специализацией в направлениях: PR, Digital, Event, Creative, Production, GR и HR.

Исследование “Как интернет-агрессия влияет на репутацию и жизнь” 2022 года - https://drive.google.com/file/d/1dJ8uV8S_YztkvL6JhsEdP6NwHViIwgVK/view

*Запрещены в России и признаны экстремистскими