Много лет назад я начал свою карьеру в Яндексе с должности младшего разработчика. С тех пор утекло очень много воды, я как разработчик запускал несколько Яндекс-стартапов, а закрывал их уже как менеджер. Потом я построил собственную IT-компанию Doubletapp и совершил, без преувеличения, сотни ошибок. Поделюсь личными историями и примерами из реальной жизни, чтобы проиллюстрировать эти ошибки, и предложу практические советы, как их избежать.
Первая ошибка и первый совет: нельзя забивать на свои интересы. Нужно помнить, что ты не всё должен отдавать компании. Ты сам должен быть в хорошей форме. Многие об этом забывают, не высыпаются и пытаются все успеть. Но это путь в никуда: хотя бы минимальный уровень комфорта, благополучия и счастья нужно сохранять, иначе силы быстро кончатся. А как известно, бизнес — это марафон, а не спринт.
Пункт номер два — это партнерство. Есть много книг, соображений и советов о том, что партнёров в бизнес брать не стоит, и всё равно люди это делают. Потому что когда вы молодые — страшно начинать одному. Потому что когда вы молодые — не хватает экспертизы, с которой начать.
И самое главное здесь — это умение в нужный момент передоговориться, когда кому-то из партнёров начинает что-то не нравиться, когда он взял на себя обязательства, но не способен их выполнять. Вам нужно пойти друг другу навстречу и найти совместное решение, как оптимально выйти из ситуации. Слушайте друг друга, даже если накопили взаимные претензии. Нужно уметь красиво заканчивать отношения.
Дам совет: если ваша компания молодая, если ей год-три-пять-десять, если вы ещё не вышли на IPO, если у вас нет большой бюрократической структуры и чётко прописанных корпоративных правил, если ваш бизнес не отделегирован от вас партнёрам, то при выходе из бизнеса никогда партнёр не будет сохранять свою долю целиком, потому что вы можете просто взять и построить другую компанию, другое юрлицо рядом. И тогда он вообще останется ни с чем. Тот, кто выходит из бизнеса, должен это понимать — он оставляет людей бизнесом управлять. И он не может сохранить всё то, что он построил, даже если он строил это всё вместе с ними. Но это строительство нужно продолжать, поэтому нужно договориться, чтобы корректно снизить долю, если такая ситуация случилась.
Пункт номер три: бизнес должен приносить деньги. Если вы что-то начинаете делать, то вы должны это делать не для того, чтобы нанять себе людей, с которыми вам классно тусить. Критерий того, что вы делаете полезное для людей дело, что вы востребованы — это то, что бизнес у вас прибыльный.
Все самые большие компании мира, все те, кто делают блага массово для человечества, были построены на коммерческих условиях. Все дома, самолёты, пылесосы, телефоны были созданы компаниями, которые хотели заработать, компаниями, которые хотели удовлетворить клиентов, чтобы получить от них деньги.
И, возможно, это будет для вас контринтуитивно, но другого пути вообще не существует. Поэтому с первого дня работы начните считать деньги: свои доходы и расходы, имейте средства на зарплату. Управленческий учёт должен быть вашей библией. Вы должны понимать, какой импакт вносит в конечную ценность для ваших клиентов, для вашего бизнеса каждый сотрудник компании, постоянно об этом задумываться, анализировать и улучшать.
И, кстати, если вы думали, что как только займётесь бизнесом, денег станет больше, могу вас обрадовать — денег станет меньше. Вы будете инвестировать своего времени больше, а зарабатывать будете меньше, чем получали бы на наёмной работе. Может даже сложиться ситуация, когда ваши сотрудники получают в моменте денег больше, чем вы. Но вы же помните — это забег на длинную дистанцию, и вы заработаете. Если вам повезёт.
Пункт номер четыре: нет никакого секрета успеха, нет никакой золотой пилюли. Всё, что написано в книгах про создание Amazon или про создание Tesla, — это всё ошибка выжившего.
Кстати, знаете, что такое ошибка выжившего? Это когда вы судите о том, что дельфины спасают людей, по отзывам тех, кто выжил и кого спасли дельфины. А на самом деле дельфинам просто нравится играть с людьми: часть из них они приносят к берегу просто так, в процессе игры, а большая часть тонет в открытом море.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13203 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Вы должны понимать, что все истории успеха — это статистические выбросы. Для них сложилось очень много факторов. Понятно, что там, скорее всего, были умные люди, но также присутствовала и большая удача, нужный момент на рынке и в мире, так сложились обстоятельства и окружение того человека, который всё это забустил.
Подтверждение этому — процент серийных предпринимателей, тех, кто смог построить большую компанию несколько раз. Среди всех предпринимателей, кто смог что-то построить, очень мало.
Но безусловно, вы должны обладать некоторыми качествами, без которых просто будет сложно:
Я расскажу:
• Как найти наставника или сообщество для поддержки
• Как выбрать правильный язык программирования и технологии для изучения
• Как избежать выгорания и сохранить мотивацию
• Как эффективно общаться с коллегами и клиентами
Подписывайтесь на YouTube-канал «Всем привет это Серега» и смотрите другие видео: поговорим о бизнесе, IT, экономике, образовании и обо всем, что окружает в жизни.