Мы занимаемся разработкой веб-сервисов, приложений, платформ и интернет-магазинов. За плечами уже десятки успешных проектов для самых разных клиентов: от крупных компаний до небольших стартапов.
Имея такой опыт, мы в какой-то момент подумали: а почему бы нам самим не разрабатывать проекты и для себя любимых? Ведь есть релевантная экспертиза, компетенции и желание.
Мы стали делать по 3-4 собственных проекта в год. Какие-то из них можно назвать удачными — они работают и приносят доход. Но сейчас мы понимаем, что в целом эти продукты были полезны только с точки зрения опыта. И таких «паршивых овечек» в нашей истории — 6 штук.
Да, рассказывая о своих компаниях, руководители редко останавливаются на проблемных моментах и неудачах. Но я считаю, что открытость даже в вопросах факапов будет для нас по итогу только в плюс.
Поэтому в этой статье я предельно честно хочу рассказать о наших проектах, которые, возможно, и не стоило запускать, а также назову ключевые причины их неудач.
Главная страница проекта Чердак Дали.
Проект Чердак Дали — это интернет-магазин предметов искусства и изделий ручной работы. Идея была проста — запустить что-то вроде картинной галереи, только онлайн.
Мы сделали простой каталог, регистрацию, онбординг, внедрили возможность добавления своих работ авторами и запустили проект.
Нашу идею довольно тепло приняли: о нас написало одно из крупнейших онлайн-медиа, мы получили приз зрительских симпатий на стартап-конкурсе, нас даже на телевидение пригласили рассказать о проекте.
4 года наша галерея работала без монетизации. Потом мы подумали, что стоит попробовать все-таки получать хоть какой-то доход и выбрали самый простой вариант — ввести разовую оплату со стороны авторов за выделенное размещение. В итоге только 54 пользователя из 14 500 оплатили подписку. Мы даже заработали $540. Но это был предел.
Мы дважды общались с инвесторами, которые готовы были вложиться в проект, но до этого так и не дошло. Ездили на конкурсы, проходили с проектом в финал, но дальше не двигались.
Обдумывали другой вариант монетизации — ввести комиссию с продаж. Но поняли, что покупатели захотят посмотреть на картины или другие предметы искусства вживую, будут лично общаться с автором работы и вопросы цены обсуждать тоже с ним напрямую. В такой цепочке роль нашей платформы не очень устойчива. Автор может сказать, что продал картину знакомому без нашего участия — и тогда никакой комиссии.
Что в итоге
Проект продолжает работать, но почти не приносит дохода. Мы не жалеем, что он есть, ведь он дает возможность зарабатывать талантливым людям.
Но каждый проект требует ресурсов. И с нашей стороны нет готовности продолжать тратить свои. Для нас это был первый опыт создания продукта. Поэтому он ценен прежде всего как опыт — потом мы переносили его на коммерческие проекты.
К тому же «Чердак Дали» мы включили в портфолио и с его помощью потом искали заказы на разработку платформ. С этого и начался путь перехода от веб-студии к серьезной компании.
Главная страница сервиса Upsales.
Идея создания такой платформы появилась благодаря нашему внутреннему запросу. Работая с сайтами клиентов, мы часто покупали различные инструменты для повышения конверсии: чаты, поп-апы, квизы и так далее. Но нужно было постоянно контролировать, чтобы все было оплачено вовремя и работало корректно. Поэтому мы решили разработать платформу, на которой все инструменты для Growth Hacking были бы в одном месте. Так и появился Upsales.pro.
Изначально платформа поддерживала только базовый функционал в виде поп-апов. А в течение следующего года мы добавили exit pop-up, сбор контактов, стандартные поп-ап и интеграцию с мессенджерами.
Помимо того, что мы сами пользовались платформой, мы также стали предлагать ее нашим клиентам.
Модель монетизации выбрали подписочную. На пике у нас было всего 30 подписок по минимальному тарифу и около 10 продаж на год.
Мы обратились к маркетинговым агентствам, чтобы они приводили своих клиентов по реферальной программе. Но они хотели 50-60% от суммы всех платежей клиентов. Тогда мы поняли, что привлечь обычных маркетологов — дешевле и выгоднее, и решили уйти к маркетологом-фрилансерам.
В целом мы были довольны результатами. Но, чтобы дальше развивать платформу, нужно было пересобрать первую версию личного кабинета и привлечь трафик, чтобы сделать процесс онбординга бесшовным, повысить конверсию в первую подписку и снять метрики воронки из платного трафика.
Однако пересборка кабинета требовала привлечения топовых ресурсов компании, так как доработка MVP до полноценного продукта — задача не для джунов. При этом запускать платный трафик до фикса этих проблем было бессмысленно: слабая воронка привела бы к завышенной стоимости лида и катастрофической unit-экономике.
Также, чтобы выделяться на рынке, нужно было добавить еще 2 инструмента: чаты и квизы. В итоге мы поняли, что вложенные ресурсы + рекламные бюджеты без инвестиций мы будем отбивать годами.
Что в итоге
Работа над продуктом остановилась на этапе MVP. Зато мы поняли, что в SaaS-продуктах нужно делать бесшовные интерфейсы, и что для маркетологов контент и SEO — это 90% успеха проекта.
Проект №3. Конструктор интернет-магазинов AddStore (продается за 15 000$)
Главная страница сервиса AddStore.
Проект появился в тот период, когда мы много работали с e-commerce. Наша компания не работает с CMS, все проекты пишем с нуля и под клиента. А это — 6 месяцев разработки, затем SEO, привлечение трафика и так далее. Нас сильно напрягала ситуация, когда начиналась беготня между нами, клиентом и SEO- или PPC-специалистами. А клиент за все это платит.
Появилась идея: продавать крутой e-commerce продукт стоимостью 10 000$ по модели SaaS за 100$ в месяц. Это было действительно привлекательное предложение. Ведь бизнес не ждет 6 месяцев, а запускается сразу. При этом 10 000$ закидывает не в разработку, а в маркетинг.
Проект мы запустили в 2019 году. Разработка заняла немного, наш CTO собрал все как конструктор и мы запустили MVP. Полгода ушло на тесты, идеи, проработку серверной архитектуры, переговоры с хостинг-подрядчиками.
Что в итоге
Проект не дошел до коммерческих продаж. Но в 2020 году одна из крупных CRM-систем для малого бизнеса, хотела внедрить проект по модели white label.
На платформе было 60 000 клиентов. Мы планировали продавать функционал по подписке $10 в месяц и при минимальной конверсии 10% от текущей базы, мы бы зарабатывали по $60 000 в месяц. Должны были выйти на 80% подписок со стоимостью $30 в месяц, а это $1 440 000 в месяц. Но в 2020 году компания перестала сотрудничать с проектами из Беларуси. Мотивации двигаться дальше не было и проект остановился.
Если найти хорошего партнера с большой аудиторией и предложить ему решение, то может получится крутой проект с минимальными затратами и высокой доходностью.
Пример интерфейса приложения ITSME.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13203 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Идея продукта возникла у меня лично благодаря одному мероприятию. Я познакомился с интересными людьми, мы захотели обменяться контактами. И начался цирк: «А ты в чем сидишь? А Telegram открыт? А как пишется ник? А почту рабочую или личную?». Поэтому я решил придумать простой способ обмена контактами — приложение для обмена цифровыми визитками.
В конце 2022 года у нашей компании еще не было отдела мобильной разработки. Но в перспективе мы планировали его запустить. В итоге взяли на стажировку 2 джунов, которые за 2 месяца написали приложение по моей задумке «на коленке».
Проведя исследования, мы поняли, что основная боль в том, что все телефоны поддерживают функцию максимального заполнения контактов, но никто этим не пользуется. Поэтому мы решили сделать приложение с геймификацией для вовлечения пользователей.
Что в итоге
Приложение ITSME так и не было запущено и не принесло компании ни рубля. Пока проект просто приостановлен, но я не оставляю надежд когда-нибудь его возродить.
При этом работа над приложением была крутым тренингом по быстрым гипотезам и изменениям фокуса продукта на основе обратной связи. И благодаря этому проекту мы за год запустили отдел мобильной разработки и выпустили 5 продуктов в сторы.
Главная страница сервиса GoHookahClub.
Весной 2020 года к нам обратились ребята из индустрии и предложили запустить сервис для поиска кальянных. Они готовы были взять на себя продвижение и связь с заведениями, а на нас была техническая реализация сервиса. Так и получился проект.
Еще до запуска GoHookahClub на платный тариф были подписаны более 10 заведений с тарифом $30 в месяц. Большинство заведений в целом были готовы на платную подписку, т.к. продвижение для этой индустрии довольно сложное из-за ограничений в рекламе.
Что в итоге
Из-за пандемии кальянный бизнес ушел в минус — теперь владельцы экономят на всем, включая дополнительные сервисы.
Сервис продолжает существовать как таковой, и мы перенесли его в приложение. Сейчас доступна версия на Android и iOS.
Опыт с этим продуктом стал напоминанием: черный лебедь — это не миф. Даже самый интересный продукт в любой момент может стать неактуальным. Зато работа с картами для этого проекта позволила использовать наработки во многих других.
Главная страница платформы Homy.
В 2022 году была волна переездов в Грузию. И, конечно, потребность в поиске хотя бы временного жилья была высока. Поэтому мы вспомнили о проекте, который достался нам по наследству. И решили тестировать его на активном рынке Грузии. Мы почти не потратили времени и ресурсов на запуск, почти все было уже готово.
Что в итоге
Сервис начал работать. Но… ничего нам не принес. Потому что не было смысла пытаться конкурировать с гигантами, которые уже работают на этом рынке (Booking, Airbnb).
Теперь, когда клиенты обращаются к нам с подобными запросами, мы рассказываем о своем печальном опыте и помогаем им не повторять наших ошибок. Благодаря этой открытости клиенты чувствуют, что мы не хотим их обмануть, а наоборот, готовы помогать и поддерживать. Так и появляется желание работать по другим проектам именно с нами.
На самом деле проблем всегда несколько. Если бы была одна, ничто не помешало бы быстро ее решить. А в данном случае мы столкнулись с целым комплексом сложностей. Расскажу про несколько самых основных:
1. На бенче нет всех тех, кто нужен для проекта
Как правило, на бенч у нас в компании попадали разработчики или дизайнеры. Но не одновременно. И из-за этого регулярно случались ситуации, когда код писался без дизайна или дизайн делали для совсем еще сырого кода. Это сильно осложняло рабочий процесс и приводило к сомнительного качества результатам.
2. Проекты без менеджеров и тестировщиков
На бенче почти не бывает менеджеров, бизнес-аналитиков или тестировщиков. А именно эти специалисты обычно отвечают за ведение документации. В итоге проекты хромали без фиксации сделанного и системного подхода. Никто не тестировал результаты — а значит, сырой код так и оставался сырым долгие месяцы работы над проектом.
3. Никто не ищет проекты для бенча
Конечно, было круто занять сотрудников на бенче работой над внутренним продуктом. Так мы думали, пока не столкнулись с кассовыми разрывами в компании. Оказалось, что пристраивать тех, кто занят на таком внутреннем проекте, никто особенно не спешил. Искать им проекты часто и не думали! И вскоре это ударило по бюджету компании очень серьезно. Каждый день работы программиста или дизайнера — это затраты на выплату зарплат, налоги. К тому же, компания не получает прибыль, которую могла бы принести работа на заказчика. В итоге такая работа очень быстро сжигает весь «жирок», который компания успела накопить за прежние годы.
4. CTO и CEO тоже с головой в проекте
Так как проект внутренний, в 90% случаев все контролировали либо CEO, либо CTO. Во-первых, они тратят время не на менеджмент и свои непосредственные задачи, а на внутренний продукт, который еще не факт, что выстрелит. Во-вторых, зарплаты топ-менеджеров — это существенные суммы, и их работа над проектом оплачивалась по все той же ставке. В итоге компания просто сжигала круглые суммы каждую минуту.
5. Продукты Франкенштейна
Внутренними проектами занимались разные люди — каждый со своим подходом и видением. В итоге продукт превращался в детище Франкенштейна, собранное из кусочков разного авторства и качества. И в итоге продукт, может быть, даже хороший, но не идеальный. А пользователи уже сейчас не хотят переходить на новые инструменты, даже если они дешевле, но хуже конкурентов или аналогов. Всем нужен исключительный сервис и удобство.
6. Отсутствие продвижения
Даже когда продукты были готовы, оставался вопрос с тем, что делать с ними дальше. Ведь иметь готовый продукт — это лишь половина дела. Дальше нужно его продвигать и продавать или монетизировать. А на деле: менеджера нет, маркетолога нет. А если просто выделять рекламный бюджет — это только еще больше увеличивает расходы и дыры в бюджете компании.
Мы полностью заморозили внутренние продукты. И приняли, что мы хороши в аутсорсе — классно работаем с клиентами, знаем их потребности. При этом имеем собственный, хоть и неудачный опыт запуска продуктов, а значит, лучше понимаем боли и желания клиентов.
Теперь любые затраты на внутренние проекты мы оцениваем так:
По сути любой внутренний проект мы теперь считаем коммерческим заказом, но с оплатой в кредит. И если экономика возврата не сходится — проект не запускается.
Был рад поделиться историями наших бедовых проектов. И готов ответить на все вопросы максимально открыто и честно. Вместе с командой будем рады проконсультировать по разработке стартапов, платформ и приложений. Пишите в Телеграм: valeryan_brunin — с удовольствием пообщаюсь и постараюсь помочь.