«Вижу, что сайты умирают. Хотя — вряд ли. Вижу, SEO-трафик падает, но не сдаётся. Чуфырь-чуфырь», — вот краткая выжимка из статьи. А если серьезно, то делюсь размышлениями о том, каким будет контент-маркетинг через 10 лет. У меня в голове есть три сценария и несколько рекомендаций, что делать маркетологам, редакторам.
Смотрите видео на Ютубе или в VK Видео.
Меня зовут Илья Карбышев, я занимаюсь SEO для контентных проектов и веду единственный Telegram-канал про SEO для редакторов, копирайтеров, маркетологов Бухта Карбышева. В канале мы с коллегами часто бухтим по поводу влияния нейросетей на продвижение контентных проектов. Свои мысли собрал в статью. Читайте, делитесь собственными прогнозами в комментариях.
Мысль, с которой и начинаются рассуждения, — вот сайты умрут, допустим.
А что умерло на текущий момент, можете вспомнить?
Рассылки — живы.
Холодные звонки — живы.
В ЖЖ кто-то пишет до сих пор, омагад.
Есть СМИ на бумаге — слыхали о таких?
На лошадях ездят люди — там, где на автомобиле не проехать.
Так что же может произойти с сайтами?
Не воспринимайте всерьёз — это просто фантазии на тему, помогайте в комментариях. Какой сценарий вероятен с вашей точки зрения? Не стесняйтесь в смелости прогнозов, реальность всё равно сумеет удивить.
Итак, вот три гипотетических (или нет?) сюжета:
Представим, что через некоторое время сложилась такая ситуация: на сайты ещё ходят, но гораздо реже. Трафик есть, но просел.
Поисковый интерфейс представляет собой симбиоз: это и диалог с нейросетью, и ссылки на сайты. Примерно как сейчас выглядит Perplexity — диалоговый чат, где можно переходить по ссылкам, продолжать обсуждение или уточнять вопрос.
К этому движутся и крупные поисковики: если включить AI-режим в Google, вы увидите похожую картину — диалог, в котором ссылки могут появляться, а могут и нет.
В этом сценарии ChatGPT сравнялся по аудитории с Google, и мир получил двух поисковых гигантов. Как в России делят аудиторию Яндекс и Google, так глобально её поделят Google и ChatGPT или другая аналогичная платформа, например, Perplexity. А чтобы удержать аудиторию, ИИ-чатам придётся наращивать экосистему продуктов, как у Google.
Общение с нейросетью сейчас становится нормой для тех, кто раньше постоянно гуглил. Но важно понимать: мы находимся в «пузыре хайпа» digital-тусовки. Если зайти в популярные соцсети, под постами с промптами до сих пор можно встретить вопросы «где скачать этот чат?»
Обширная часть населения, взять хотя бы Россию, всё ещё не в курсе, что нейросети меняют рынок. Они пользуются Яндексом или Google. Когда нейропоиск станет таким же привычным и глобальным способом доступа к информации, как сейчас поисковики, тогда и произойдёт настоящий переход.
Что делать контент-маркетологам и SEO-специалистам
Ключевая цифра этого сценария: трафик на сайты снизится примерно на 75%. Это прогноз одного из западных SEO-специалистов. На мой взгляд, даже 25% от нынешнего трафика — не так уж и мало. Работаем, коллеги.
Что можно сделать?
Пересмотреть бизнес-модель. Идея жить только за счёт органического трафика была сомнительной всегда. Сейчас это станет окончательно невозможным.
Например, бизнес делает бренд-медиа, где есть куча полезных статей, но они никак не связаны с самим бизнесом.
Предполагается, что аудитория в статьях прогревается, наполняется лояльностью. Контент создаётся в надежде, что люди запомнят бренд и когда-то его выберут. Подобным бизнес-моделям придётся туго.
Смысл производить контент останется только у тех проектов, которые открыто продают продукт или услуги. Пример: продвижение своего Telegram-канала, где вы продаёте услуги, может окупаться даже при минимальном трафике, если конверсия в клиента высока.
В Telegram-канале «Бухта Карбышева» я продаю услуги по SEO и AI SEO, а еще обновляемый курс о том, что сегодня работает в продвижении контентных проектов, «База Карбышева». Аудиторию в канал привожу, например, с Ютуба. Видео «SEO продвижение в ИИ выдаче: как получать трафик из нейросетей в 2025» посмотрели тысячу раз. Если из этих просмотров будет клиент, то контент прекрасно окупится.
Повышать ценность контента.
Поскольку трафика стало меньше, а создавать контент благодаря нейросетям дешевле, можно наращивать объёмы, то есть строить контент-заводы.
Но важнее повышать ценность. Делать то, что нейросеть не сгенерирует: кейсы, исследования, личный опыт — любую «фактуру» из реальной жизни, которой ещё нет в Интернете.
Занимать ниши, где нет информации, и работать с инфоповодами.
Интернет насыщен рекомендациями, как варить гречку. А качественых статей о том, как работать с нейросетями, пока не хватает, при всем хайпе.
Скорее всего, не умер и спрос на комментарии к свежим инфоповодам. Например, эксперты могут пояснять изменения в налоговом законодательстве.
Стратегию вечнозеленого контента заменяет стратегия работы с новостным трафиком и актуальностью. Нужно стараться быстрее всех добавлять в общую «базу знаний» нейросетей экспертный комментарий или инструкции.
Этот сценарий — логическое развитие текущих трендов. Мне он кажется самым реалистичным. В нём есть трафик, но за этот трафик придётся бороться по-новому.
Этот сценарий мрачнее предыдущего. По нему — сайты медленно «умирают», трафик на них истощается, а мы почти полностью переходим на поиск через нейроинтерфейсы.
Как это выглядит:
Сайты перестают участвовать в выдаче при поиске информации. Единственный интерфейс — диалог с нейросетью (ChatGPT, Google AI Mode, Алиса). Ссылки на сайты появляются редко: либо информация уже исчерпывающая, либо у людей просто отпадает желание переходить и проверять.
Мы начинаем полностью доверять нейросети как персональному советнику.
На сайты переходят только в двух случаях: для контакта с конкретным брендом (официальный сайт компании) или для совершения покупки (сайт-витрина). Причем и покупки можно совершать прямо в чатах с ИИ.
Всю остальную информацию: инструкции, объяснения, ответы на вопросы «как сделать» пользователь получает прямо в интерфейсе чата. Это похоже на ситуацию, когда секретарь «гуглит» за вас удобные авиарейсы, а потом скидывает на почту уже оплаченный билет.
Такой сценарий может реализоваться при условии, что нейросеть научится качественному фактчекингу, а её галлюцинации сведут к минимуму. Либо же общество должно «потупеть» и слепо доверять машине.
В этом сценарии также формируется замкнутый пул «доверенных» площадок, напрямую подключённых к нейросетям:
Нейросети имеют внутренний список таких трастовых источников и черпают информацию в основном из них. Мелким сайтам и бизнесам проникнуть в этот круг почти невозможно. Это логичное развитие текущей тенденции, когда в топе выдачи постоянно мелькают одни и те же крупные игроки.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13296 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
В мире товаров это может вылиться в доминирование одного-двух маркетплейсов (как «Авито» в сфере объявлений), а в мире информации — в монополию нескольких медиагигантов.
Что делать? Стратегии адаптации
Ключевая цифра этого сценария: трафик на сайты снижается на 95%. Было 100 кликов в день, остаётся 5.
Играть по правилам площадок.
Если ваш сайт не может попасть в «доверенный» список, нужно переносить активность туда, где присутствует аудитория и нейросети.
Это значит вести блог на VC.ru, активно участвовать в обсуждениях на «Пикабу», публиковать кейсы в отраслевых СМИ. Ваш контент должен появляться там, где его «съест» нейросеть.
Одну статью и сейчас можно с минимальной переупаковкой выкладывать на разные площадки. На скриншоте пример переупаковки статьи о стратегии SEO-продвижения для площадок Spark и Workspace:
Работать на гигантов.
Альтернативная карьера для SEO-специалистов и контент-маркетологов — работать на одну из этих крупных платформ. Их будет немного, и конкуренция за место в топе внутри их экосистем будет жестокой, но это будет единственный путь получить много трафика.
Превратить свой сайт в «умного» консультанта.
Если редкий пользователь всё же заходит на ваш сайт, например, по рекомендации или из любопытства к бренду, он должен попадать не на статичную страницу, а в диалоговый интерфейс. Сайт-чат, который на основе вашей базы знаний сразу предлагает решение, консультирует и ведёт к заказу. Технологии для этого уже появляются.
Довести конверсию до совершенства.
Когда трафик исчисляется десятками посетителей в месяц, каждый из них на вес золота. Конверсионные механизмы, UX и воронки продаж должны быть безупречными. Процент отказов должен стремиться к нулю, потому что второго шанса привлечь этого человека может не быть.
Чтобы определить точку отсчёта и стратегию развития, оцените текущую конверсию блога по чек-листу в Telegram-канале «Бухта Карбышева».
Этот сценарий — мир цифровой олигополии, где независимым игрокам приходится либо арендовать место под солнцем у крупных платформ, либо создавать невероятно ценные и «липкие» островки для избранной аудитории.
Самый фатальный сценарий: сайты исчезли как сущность. Но перед его разбором — важная ремарка.
В своём Telegram-канале «Бухта Карбышева» я задавал вопрос: «Что в digital-сфере исчезло полностью?» Оказалось, примеры найти сложно. Winamp ещё работает, пейджеры кое-где используют, «Живой журнал» — жив. Говорить о полной «смерти» чего-либо — утрирование. Технологии скорее мутируют, чем умирают.
Однако представим, что сайтов нет.
Нет понятия «твоя страница в Интернете». Есть общая база знаний, к которой всё подключено. Вы можете отдать в неё информацию о себе, но не можете управлять её предоставлением. Это «инфополе». В нём пользователь ищет что-то, связанное с вашим брендом, нейросеть интерпретирует данные запроса и в ответе отдаёт информацию в удобном для читателя формате — скорее всего, в продвинутом диалоговом интерфейсе.
Это будет не поиск, а проактивная рекомендательная система.
Вы спрашиваете: «Какой материал лучше для постройки дома?» Нейросеть, зная типичные пути таких пользователей, сразу выдаёт не просто ответ, а целый пошаговый план — от выбора материала до итогового решения. Она рекомендует не по запросу, а на основе анализа поведения, местоположения, состояния здоровья (через умные устройства) — как услужливый дворецкий, который, видя вашу усталость, сам предлагает заказать расслабляющую пену для ванны.
Вся коммуникация с бизнесом идёт через этот интерфейс. Нет сайтов, корзин, форм заказа. Все платёжные и контактные данные интегрированы. Заказ услуги может автоматически подключать вас к консультанту.
Система предугадывает потребности: вы едете с работы голодный и уставший за рулём, а умные устройства сканируют ваше состояние, понимают, что вы голодны, и отправляют ваш обычный заказ на доставку.
Что делать в таком мире контентщикам и бизнесу?
Создавать и «упаковывать» свою базу знаний для нейросети. Делать информацию о вашем продукте, услугах, УТП максимально структурированной, понятной и легко считываемой.
Цель — сделать так, чтобы нейросеть её не игнорировала, а чаще предлагала в качестве решения. Например, на основе анализа поведения пользователя ИИ автоматически соберёт уникальное коммерческое предложение, идеально подходящее ситуации, доходу и потребностям конкретного человека.
Непрерывно актуализировать эту базу, добавляя новую «фактуру».
Часть процесса можно автоматизировать, например, выгрузку остатков товара, но ключевая часть останется за человеком. Вам всё равно придётся:
Настраивать бесшовные технические интеграции, чтобы заказ был действием в один клик или вообще без кликов. Нейросеть должна не только рекомендовать вас, но и мгновенно оформлять заказ, используя заранее известные данные пользователя — адрес, платёжные реквизиты.
Автоматическую интеграцию придётся настраивать. И настраивать во многом придётся человеку, потому что человек всё-таки лучше поймёт человека в плане маркетинга.
Но даже в этом радикальном сценарии с общей «базой знаний» остаётся проблема ранжирования. Если на любую потребность есть минимум три решения — три товара, три услуги, три методики, — то нейросети придётся выбирать, что рекомендовать первым.
Ранжирование никуда не денется, потому что в океане информации и выбора без него не обойтись.
Итак, мы прошли путь от симбиоза поисковой и нейровыдачи до радикальной «гибели» сайтов. Часто именно о третьем сценарии говорят: «Ещё годика три — и SEO умрёт!»
С редактором Андреем Коноваловым публично обсуждали смерть SEO, а также её плюсы и минусы.
До этого мы концентрировались на технологиях, теперь предлагаю сменить фокус. С точки зрения продвижения внутри любой будущей сущности — будь то нейропоиск или единая база знаний — останутся вечные вопросы:
Ранжирование однозначно никуда не денется: пока существует выбор, нужно решать, что показывать первым.
Мы живём не в Советском Союзе, где одна фабрика шила одни ботинки на всех. Народ избалован ассортиментом и хочет выбирать решения именно для себя. А ещё интересен сам процесс выбора. На одних автоматических рекомендациях далеко не уедешь — пользователи хотят ощущения, что сами сделали выбор, и сделали его правильно.
Если представить себе консолидированное «облако знаний» без сайтов, картина не изменится. У пользователя есть потребность. В ответ система найдёт не один, а минимум три варианта её удовлетворения — три товара, три услуги, три подхода (вспомните маркетинговые фреймворки вроде Jobs to Be Done).
И системе придётся решать: какой из ста вариантов показать в топ-10, а какой — в топ-3. Ранжирование останется, потому что в море информации и альтернатив иначе не сориентироваться.
И здесь мы переходим к тому, как нам повлиять на ранжирование. И если напрямую повлиять не получится, то как мы будем адаптироваться к новым обстоятельствам? Как в сценарии с «доверенными площадками», где мы идём не на сайт, а на VC.ru или другие специализированные площадки, чтобы быть замеченными.
В этом и есть суть нашей работы. Меняются интерфейсы, форматы и названия: SEO, GEO — неважно. Поисковая или рекомендательная технология, на которую можно либо повлиять, либо к ней адаптироваться, остаётся. Наша задача — быть там, где решение принимается, и делать так, чтобы выбор падал на наш продукт, контент и бренд.
В ТГ-канале «Бухта Карбышева» на серьёзных щах обсуждаем SEO и контент, бухтим по поводу нейронок, иронизируем по любому удачному поводу. Заходите, у нас интересно.