Здравствуйте, я представляю Kursfinder.ru — ведущий агрегатор онлайн-курсов в России. Мы анализируем актуальные образовательные предложения и помогаем вам выбирать оптимальные курсы. Cегодня мы обсудим, чем гибридное обучение отличается от смешанного, и что такое формат HyFlex. Разберемся, в чем сложности и преимущества организации гибридного процесса обучения. Порассуждаем, как этот сравнительно новый формат способен повлиять на будущее образования.
Гибридное обучение — это когда одновременно часть учащихся присутствует в аудитории с преподавателем, а другая подключена по видеосвязи и обучается удаленно. Аудитория при этом должна быть специально оборудована, чтобы сделать процесс удобным и для очников, и для удаленщиков, и для преподавателя.
Термины «гибридное» и «смешанное» часто используются как синонимы, хотя это не одно и то же. Отдельно существует еще и похожий формат «HyFlex», это понятие тоже часто интерпретируют неверно.
При смешанной модели обучают как в очном формате (лекции, семинары), так и с использованием онлайн-материалов (видеокурсы, тесты, форумы). Эти компоненты, как правило, разделены по времени — например, первую половину курса студенты осваивают самостоятельно через обучающую платформу, а вторую — в аудитории с преподавателем.
Гибридная модель — это одновременное сочетание очного и удаленного форматов. Часть студентов присутствует на занятии в оборудованной аудитории, а остальные подключаются к нему через видеотрансляцию. При этом удаленщики свободно общаются с преподавателем и одногруппниками. Вот так, например, выглядят специально оборудованные аудитории для гибридного обучения в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета:
HyFlex (Hybrid Flexible) — это гибкий формат, построенный на гибридном принципе. Он предоставляет участникам полную гибкость в выборе режима обучения: присутствовать очно, подключаться удаленно в режиме реального времени или осваивать материалы в записи в удобное время. Учащиеся могут свободно переходить между этими режимами в рамках одного курса.
Онлайн-обучение стало спасением в период карантина из-за COVID-19. Тогда учебные заведения были вынуждены внедрить дистанционный формат, даже если до этого его не практиковали. Уже после режима самоизоляции, когда учащиеся вернулись к очному формату, гибридное обучение не просто не исчезло, а продолжило набирать популярность. Вот почему:
1. Гибкость и доступность
Можно выбрать подходящий режим обучения в зависимости от жизненных обстоятельств каждого студента. Те, кто живет далеко или ограничен в мобильности, могут присоединяться удаленно, не тратя время и деньги на дорогу. Работающим, часто путешествующим или совмещающим учебу с семьей людям онлайн-формат позволяет более гибко распределять нагрузку.
2. Сохранение социального взаимодействия
Очные встречи важны для развития коммуникативных навыков и построения отношений. При гибридном обучении студенты вживую взаимодействуют с преподавателями и однокурсниками, работают в командах, оттачивают soft skills, необходимые для профессиональной деятельности.
3. Повышение вовлеченности
Разнообразие методов подачи материалов, сочетание форматов, использование современных технологий положительно влияет на вовлеченность учащихся. Постоянное взаимодействие с преподавателем и сокурсниками, возможность получать информацию разными способами мотивируют активнее осваивать программу.
4. Экономия ресурсов
Учебное заведение может не задействовать все имеющиеся аудитории, что экономит средства на их эксплуатацию. Затраты на транспорт для студентов и преподавателей также сокращаются.
Внедрение гибридной модели обучения открывает новые возможности, но при этом сопряжено с рядом вызовов, которые необходимо учитывать. Прежде всего, для организации эффективного гибридного процесса требуется соответствующее техническое оснащение учебных аудиторий.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13156 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
В качестве примера приведем гибридную аудиторию для интерактивных занятий, разработанную командой Высшей школы менеджмента СПбГУ. Эта аудитория была успешно опробована в образовательном процессе Бизнес-школы, а в 2023 году аналогичная появилась в Дальневосточном федеральном университете.
Помещения должны быть оборудованы камерами, микрофонами, интерактивными досками и другими устройствами, позволяющими удаленным студентам в полной мере участвовать в занятиях. стабильного и высокоскоростного интернет-соединения, способного обеспечить бесперебойную трансляцию.
Учебным заведениям не обязательно полностью самостоятельно разбираться со всеми техническими сложностями организации гибридного формата. В 2020 году была создана компания Актру, специально для решения вопросов внедрения гибридных форматов обучения. Апробировав разработанные для этого решения и продукты в Томском государственном университете, компания сейчас сотрудничает с более чем 20 ВУЗами России. Они помогают с техническим оснащением, записью лекций, созданием субтитров с переводом на другие языки, формированием электронных конспектов.
Работа с аудиторией, часть которой присутствует очно, а часть подключена удаленно, требует от преподавателя особых навыков управления вниманием. Ему приходится одновременно взаимодействовать с двумя группами учащихся, следить за активностью как в физическом, так и в виртуальном пространстве. Это создает дополнительную нагрузку и требует развития мультизадачности.
Создание гибридной аудитории без учета специфики образовательного процесса может ограничить возможности достижения обучающих целей. Однако разработанная в ВШМ СПбГУ методика позволяет выявить мелкие, но важные детали, помогающие преподавателю сосредоточиться на ведении занятия, отказавшись от ненужных действий. Как отмечает Ольга Алканова, руководитель по методологии преподавания, их подход обеспечивает полноценную реализацию потенциала гибридного формата.
Еще один вызов гибридного обучения — обеспечить равные условия для всех участников образовательного процесса. Важно, чтобы удаленные студенты чувствовали себя полноценно вовлеченными, имели возможность свободно задавать вопросы, участвовать в дискуссиях наравне с теми, кто находится в аудитории. Создание комфортной среды, исключающей дискриминацию по принципу местонахождения — залог успеха гибридной модели.
Так в Институте космических и информационных технологий СФУ на программе «Разработка компьютерных игр и приложений» студенты могут выбрать очный или онлайн трек, а занятия проводятся в гибридных аудиториях. Дисциплины адаптированы под новую специфику с равными возможностями для очников и онлайн-студентов.
По результатам опроса, проведенного исследователями НИУ ВШЭ, 84 % учителей, которым в период пандемии пришлось перейти на дистанционное обучение, считают, что рабочая нагрузка увеличилась. Это связано с необходимостью обучаться новым инструментам, осваивать онлайн-площадки и цифровые сервисы. Поэтому переход на гибридный формат предполагает дополнительный тренинг преподавательского состава. Для работы с аудиторией смешанного типа требуются специальные компетенции, связанные как с освоением новых технических средств, так и с методиками взаимодействия в гибридной среде.
Внедрение гибридной модели ставит перед учебными заведениями ряд непростых задач технического, методического и кадрового характера. Но если с ними справиться, это позволит в полной мере реализовать преимущества формата и сделать образование доступным совершенно разным категориям учащихся.
Гибридное обучение продолжит набирать обороты. Формат будет внедряться не только в системе общего и высшего образования, но также в профессиональных тренингах для сотрудников. Плановые созвоны с участием удаленных сотрудников можно проводить и в Zoom, но масштабные тренинги уже смещаются в сторону гибридного обучения: это эффективно, современно и куда лучше укрепляет командный дух.
Одним из ключевых факторов развития гибридного обучения станет внедрение передовых ИИ-технологий, позволяющих персонализировать и автоматизировать многие процессы. Искусственный интеллект поможет адаптировать учебный контент и методики под индивидуальные потребности каждого обучающегося, повысив тем самым эффективность усвоения материала.
Будут совершенствоваться методики и лучшие практики работы с гибридными группами, объединяющими очных и удаленных студентов. Это позволит создать комфортную среду для обучения всех участников образовательного процесса.
Наконец, ожидается модернизация технической инфраструктуры образовательных учреждений для обеспечения бесперебойной работы гибридных форматов. В ВУЗах и школах будут внедряться новые мультимедийные системы и решения для проведения совместных онлайн-занятий и вебинаров.