Где можно найти ключевых игроков рынка диджитал-услуг? Конечно же в рейтинге digital-подрядчиков от Workspace!
Назад
Маркетинг и реклама

Имидж и репутация бренда — это одно и то же?

451 
 

В мире маркетинга и бизнеса часто путают понятия «имидж» и «репутация». Многие ошибочно считают их синонимами, но на самом деле это разные, хотя и взаимосвязанные аспекты восприятия бренда. Понимание различий между ними помогает компаниям выстраивать эффективные стратегии позиционирования и управления доверием аудитории.Разберёмся, чем же отличаются друг от друга имидж и репутация бренда, почему оба эти аспекта так важны для целостной картины облика компании.

Что такое имидж бренда

Имидж — это искусственно созданный образ компании, продукта или личности, который формируется при помощи различных маркетинговых приёмов. Это то, как бренд хочет, чтобы его воспринимали клиенты. И он может быть разным в зависимости от целевой аудитории, позиционирования и стратегии.

Имидж строится на визуальных элементах (логотип, фирменные цвета, упаковка), рекламных кампаниях, позиционировании и обещаниях, которые компания транслирует своей целевой аудитории.

Например, бренд может представлять себя как современный и технологичный, используя современный дизайн, рекламу в цифровых медиа. Например, Coca-Cola старается показать себя как бренд, который объединяет людей. Её реклама всегда эмоциональна, с акцентом на дружбу и радость. Так же поступает и бренд соков «Добрый» — он ассоциируется с позитивом и семейными ценностями. А РЖД создаёт образ надёжного перевозчика, связывающего огромную страну.

Однако имидж — это лишь внешняя оболочка, которая не всегда соответствует реальности. Он может быстро измениться под влиянием ребрендинга, проведения какой-либо рекламной кампании и т.д.

Что такое репутация бренда

Репутация бренда — это коллективное мнение, которое формируется у потребителей, партнёров и общества в целом на основе реального опыта взаимодействия с компанией. В отличие от имиджа, который создаётся целенаправленно, репутация формируется стихийно через отзывы клиентов и сарафанное радио, качество продуктов и услуг, поведение компании в кризисных ситуациях (например, как компания работает с рекламациями), соблюдение деловой этики и уровень социальной ответственности.

Например, сеть ресторанов, где блюда всегда свежие и вкусные, со временем заработает репутацию надёжного места. А если кафе постоянно экономит на качественных продуктах или нанимает неопытных официантов, это быстро станет известно покупателям и отразится в отзывах — репутация заведения пошатнётся.

Таким образом, репутация — это долгосрочный актив, который сложно быстро изменить, который постоянно требует грамотных «вложений», но которые очень быстро «окупаются» лояльностью клиентов, увеличением прибыли. Важно понимать, что даже если бренд вкладывает огромные деньги в красивую рекламу, негативные отзывы (иногда — даже один!), компрометирующая статья в СМИ или скандал могут мгновенно подорвать доверие людей. Например, компания, которая позиционирует себя как экологически ответственная, но при этом скрывает факты загрязнения окружающей среды — и это внезапно станет известно — столкнётся с кризисом репутации, несмотря на положительный имидж. Про Wildberries в СМИ довольно часто выходят статьи о скандалах из-за финансовой политики компании: нередко налагаются несправедливые штрафы на селлеров, происходят задержки выплат заработной платы сотрудникам. РЖД активно осуждали пользователи в сети из-за ситуации с потерявшимся и впоследствии погибшим котом, а «Почта России» давно заработала репутацию компании долгой доставки посылок и с неповоротливым сервисом (сейчас активно исправляются).

Бренд и репутация: как они связаны


Разместите
тендер бесплатно

Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.

Заполнить заявку 13229 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.


Таким образом, имидж и репутация и формируют бренд, то есть основной образ, совокупность всех ассоциаций, ожиданий, которые возникают у потребителя при упоминании той или иной компании, персоны. Репутация является частью бренда. Можно сказать, что бренд — это обещание, а репутация — исполнение этого обещания.

Крепкая репутация усиливает бренд, делая его более устойчивым к кризисам. Например, Сбер — крупнейший банк России с удобным мобильным приложением (имидж), который отличается надежностью и имеет государственную поддержку (репутация).Даже в кризис клиенты банка не будут бояться за свои вклады. Apple ассоциируется не только с красивым дизайном (имидж), но и с высокой надёжностью техники (репутация). Даже если новый продукт окажется неудачным, лояльность клиентов, основанная на многолетнем доверии, поможет компании сохранить позиции.

Почему имидж и репутация должны быть согласованы

Когда имидж и репутация внезапно начинают противоречить друг другу, у клиентов возникает диссонанс. Например, если банк рекламирует себя как «близкий к людям», но при этом постоянно повышает комиссии, понижает ставки по вкладам и усложняет обслуживание, потребители разочаровываются. И в долгосрочной перспективе это приводит к потере клиентов, а значит и прибыли.

Потребители ценят честность, доверие и прозрачность. Они быстро распознают фальшь, особенно в эпоху интернета, где любая ошибка компании очень быстро становится достоянием общественности. Поэтому успешные бренды работают не только над созданием привлекательного имиджа, но и над укреплением репутации через качественный сервис, открытость и выполнение обещаний.

Имидж и репутация — два ключевых элемента восприятия бренда, но они играют разные роли. Имидж можно сравнить с маской, которую надевает компания, а репутация — это её истинное лицо. Управлять имиджем относительно легко, но построить и сохранить хорошую репутацию — сложная задача, требующая последовательности. В долгосрочной перспективе именно репутация определяет успех бренда. Поэтому компаниям стоит вкладывать ресурсы не только в рекламу и создание образа, но и в формирование прочной репутации, которая станет их главным преимуществом.

Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.




451

Лучшие статьи

Поделиться: 0 0 0