Рассказываем, как выстроить работу над проектом без стрессов и свести к минимуму риски
За 20 лет работы у нас в агентстве ONY были сотни проектов. Несмотря на большой опыт, не всегда всё развивалось гладко — по разным причинам. Поэтому мы накопили большую экспертизу по управлению форс-мажорами и точно знаем — неожиданности не застанут врасплох, если держать их под контролем. Об этом и расскажем в статье.
Работа над проектом начинается не с технического задания и даже не с выбора подрядчика, а с внутреннего запроса компании: уточнения потребностей, идей, стратегического вектора. Ещё до того, как обратиться в агентство, мы рекомендуем разграничить роли, определить цели и задачи, сформировать рабочую команду. Это поможет значительно снизить риски на этапе постановки целей.
Разграничьте роли
Мы рекомендуем разграничивать роли инициатора проекта и оунера. Инициатор выражает идею проекта, формирует пожелания и конечное видение. Оунер сужает абстрактную идею до конкретики: определяет пул задач, ставит измеримые цели, рассчитывает сроки и затраты, формирует команду.
Инициатором может быть руководитель компании, CEO или топ-менеджер. Он задаёт направление и видит задачу стратегически — как проект должен выглядеть и какие задачи закрывать. Например, инициатор формулирует цель: «Провести ребрендинг сайта, чтобы привлечь новую целевую аудиторию». Но чтобы эффективно управлять ребрендингом, нужно полностью погрузиться в проект — а часто руководитель не может позволить себе такую роскошь из-за высокой загрузки.
Поэтому на помощь приходит оунер — либо проджект-менеджер, либо руководитель одного из креативный подразделений, либо специально нанятый сотрудник. Оунер отвечает за операционное управление проектом и взаимодействует с командой. Именно он принимает у подрядчика работу и защищает её перед инициатором и другими лицами, принимающими решения, — то есть всеми, кто тоже заинтересован в проекте.
Важно, чтобы список ЛПР был определён заранее — в него могут войти представители отдела маркетинга и продаж, а также руководители подразделений, для которых создаётся продукт.
Наиболее частая ошибка клиентов на старте — сразу начать собирать рабочую группу под проект, не определив его основные цели и задачи. Сформировав группу, заказчик вдруг может понять, что работать над проектом не нужно — он обойдётся слишком дорого или пока на это нет времени. Для этого и нужен оунер: он уделит внимание анализу, проведёт предпроектные исследования и кастдевы.
Если компетенций внутри компании не хватает, то оунер уже на этом этапе может подключить агентство, чтобы вместе определить цели, провести исследования и составить техзадание.
"Недавно нам пришло объёмное ТЗ на разработку приложения. Мы провели брейншторм с заказчиком, чтобы понять цели и задачи проекта. В итоге ТЗ сократилось вдвое, стек технологий поменялся, и мы предложили клиенту более оптимальное решение. Ольга Моисеева, Head of digital production в ONY"
Во время декомпозиции задачи у оунера может появится множество вопросов — например, какие технологии понадобятся для реализации, смогут ли штатные сотрудники воплотить задуманный дизайн. С этими вопросами оунер идёт к коллегам и утверждает финальное техзадание или обращается за помощью к агентству.
После этого можно определять требуемые ресурсы и формировать рабочую команду. Если собственных ресурсов не хватает, то оунер подбирает подрядчиков. Есть два варианта — продакшн-команда и агентство полного цикла. Выбор зависит от задач.
"Мы в ONY проводим полный цикл работ по проекту. У нас есть отдел стратегии Signal, который помогает разобраться в позиционировании бренда, если есть такая потребность. Есть отдел брендинга, который разрабатывает айдентику и дизайн-систему бренда. А ещё — отдел диджитал, основная задача которого — разработка цифровых продуктов: начиная от продуктовых исследований и дизайна и заканчивая блоком разработки. Некоторые работы в агентстве полного цикла можно запараллелить, так как процессы внутри одной компании уже отработаны, у нас большой опыт закрытия комплексных проектов. Марина Кошелева, CEO Digital в ONY"
Важно, чтобы на стороне заказчика тоже была сформирована команда по проекту — в неё должны войти специалисты, которые могут влиять на функциональность и внешний вид продукта. Вот с кем мы обычно общаемся на стороне заказчика:
Пример компании «Подружка». Клиент обратился к нам с запросом создать сайт и приложение для онлайн-шопинга. Главным лицом, принимающим решения, стал директор департамента маркетинга и электронной коммерции — он же взял на себя роль оунера и отвечал за операционное ведение проекта. Также решения принимали стейкхолдеры со стороны клиента (CEO, бренд-директор), и в проекте участвовала рабочая команда клиента — в неё входили продакт-менеджер, техлид, дизайнер, аналитик, верстальщик и другие специалисты. Подробнее о кейсе можно почитать здесь.
Пример компании «Dodo Brands». Мы создали карьерный портал компании. Инициатором проекта и главным лицом со стороны клиента, принимающим решения, стал Head of Recruitment Dodo Brands. В состав рабочей группы вошли Head of Design, Head of IT Brand, Corporate Comms Lead, Event & Comms Manager и IT-копирайтер. Подробнее о кейсе можно почитать здесь.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
В каждой компании своя методология работы над проектами. Но мы рекомендуем заказчикам придерживаться этих правил.
"Большие проекты — это большие деньги, которые всегда связаны с доверием и ожиданиями. Часто бывает, что из всей клиентской команды только один человек выбирал подрядчика, а остальные даже не знакомы с кейсами агентства. Это создаёт риск недопонимания и несоответствия ожиданий. Важно, чтобы все участники команды были в курсе выполненных проектов и имели чёткое представление, что может предложить агентство. Это поможет выстроить доверие и избежать разногласий в процессе работы. Аша Саакян, Digital art-director в ONY"
Залог успешной работы с подрядчиком — прозрачность: важно делиться всей необходимой информацией и всегда быть в контакте.
Если агентство задает много вопросов, это хорошо — значит, там работают специалисты, которые заинтересованы в результате. Никто лучше вас не знает, каким должен быть продукт, поэтому ваша помощь в работе над ним очень важна.
Мы на брифингах всегда задаем очень много вопросов, уточняем по несколько раз одни и те же моменты — чтобы раскопать как можно больше важных фактов. Например, в команде клиента может быть дизайнер, который уже сталкивался с решаемой задачей. И тогда мы пригласим его на встречу и расспросим о трудностях — это тоже минимизирует риски.
Кроме того, созвоны помогают синхронизировать ожидания заказчика от проекта и понимание агентства, чтобы в дальнейшем не возникло разночтений.
Важно, чтобы на защите проекта перед ЛПР команда клиента и агентство работали сообща, например, возможны два варианта:
Как правило, команда клиента лучше знает подход к руководителю — о каких вещах нужно рассказать подробнее, а какие можно упомянуть вскользь. А агентство больше погружено в технические тонкости и процессы разработки.
"Для одного из заказчиков мы сгенерировали референсы с помощью нейросети Midjorney. ЛПР не знал об особенностях работы нейросетей, и нам прилетело огромное количество правок. Мы пообщались и рассказали им о возможностях и ограничениях нейросетей. Внутренняя команда смогла донести до ЛПР смысл референсов, и этап был успешно пройден. Аша Саакян, Digital Art Director в ONY"
Перед защитой можно объединиться и отрепетировать презентацию — чтобы оунер со своей стороны подсказал, нужно ли что-то исправить или уточнить. Вместе мы делаем одно общее дело и добиваемся лучших результатов в командной работе.
Полностью избежать форс-мажоров нельзя, и нужно быть к этому готовым. Но в ваших силах — свести неожиданности в проекте к минимуму. Для этого нужно чётко определить цели и задачи, внимательно выбрать подрядчика и работать в связке с ним.
Не ждите, что агентство полностью выполнит проект без вашего участия. Только вы знаете, каким должен быть финальный результат. Выбирайте опытных подрядчиков, предоставляйте им полную информацию, будьте с ними на связи — и вас ждёт удачный продукт!
***
Продумали концепцию нового продукта, но сомневаетесь в целесообразности разработки? Или застряли на одном этапе и нет понимания, что делать дальше? Напишите нам, и мы вместе подумаем над вашей задачей.
Больше кейсов, подкастов от нашей команды и новостей дизайн-индустрии — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!