Претензия — это документ, с помощью которого стороны договора пытаются урегулировать спор, если одна из них считает, что вторая не исполняет свои обязательства.
Претензию можно отправлять в любой спорной ситуации. Если в договоре сказано о претензионном порядке, это значит, что до обращения в суд претензию нужно отправить обязательно. Иначе суд не примет дело к рассмотрению.
Расскажем, как заказчику составлять претензию, в какие сроки и как ее нужно отправить исполнителю.
По договору оказания услуг исполнитель выполняет определенные задачи за оговоренную сумму. Например, веб-разработчик оказывает услуги — создает сайт, интерфейс и приложение. Оплачивать его услуги можно так:
за выполнение каждой задачи отдельно;
за выполнение всех услуг;
за час работы.
Если веб-разработчик создал приложение, которое глючит или отключается во время работы, то с его стороны это некачественно оказанные услуги. Заказчик может предъявить претензию — сказать, что он недоволен постоянными сбоями в работе приложения, требует исправить ошибки без дополнительной оплаты либо расторгнуть договор и потребовать вернуть ему уплаченные деньги.
Мы не рекомендуем делать это устно, потому что доказать, что вы действительно что-то говорили исполнителю, будет сложно. Гораздо лучше отправить замечания письменно по почте либо в электронной форме.
Порядок отправки сообщения обычно прописывают в договоре. Но если в договоре этот порядок не указан, то претензию отправляют Почтой России на официальный адрес исполнителя с уведомлением о вручении и описью вложения.
Заказчик может обратиться в суд, если претензия на исполнителя не подействовала и он не исправил свои ошибки.
Если вы и исполнитель — ООО, ИП или самозанятый и в договоре прописан обязательный претензионный порядок, то вы должны его соблюсти.
В законе есть такая формулировка «обязательный досудебный порядок урегулирования споров». Она означает, что перед обращением в суд, истец должен попытаться разрешить спор сам. Как именно он должен это сделать, в законах не уточнено, но практика сложилась сама — недовольная сторона договора направляет письменную претензию.
Если вы не отправите претензию, суд не примет ваш иск к рассмотрению, то есть досудебный порядок соблюсти придется в любом случае.
Отправить досудебную претензию нужно, если вы ошибочно перечислили большую сумму. Исполнитель — ООО или ИП/самозанятый — должен вернуть лишние деньги, а если он этого не сделал, заказчик может взыскать переплату через суд.
Читайте также: Какие документы нужны для нормальной работы сайта?Претензия состоит из четырех блоков — шапка документа, сама претензия, требование отправителя, заключительная часть.
В верхнем правом углу прописывают, кому адресована претензия. Адресат — тот, кто указан в договоре как исполнитель, на кого подадите в суд, если он не исполнит ваши требования.
Адресата нужно указать обязательно, чтобы всем было понятно, кому вы предъявляете претензию. Это будет доказательством соблюдения обязательного досудебного порядка.
Возьмите из вашего договора оказания услуг все реквизиты исполнителя, какие есть. Например, название компании или ФИО и паспортные данные, ИНН, ОГРН, адрес, телефон.
Описание проблемы начните с реквизитов договора, что был между вами заключен. Напишите, что:
между вами был заключен договор № _ от ________;
согласно п. __ исполнитель должен был сделать то и то;
но он этого не сделал или сделал не так, как указано в договоре, чем нарушил вашу договоренность;
поэтому вы требуете то и это.
Если по договору исполнитель должен платить неустойку, например, за просрочку сдачи проекта, то в этой же части претензии рассчитайте сумму неустойки.
Что потребовать от исполнителя — заказчик решает сам. Есть несколько вариантов требований, например:
дать конкретное указание — поправить верстку за свой счет;
дать исполнителю выбор — исправить ошибки за свой счет / сделать скидку на стоимость работ / возместить расходы на устранение недочетов силами других исполнителей;
указать несколько требований одновременно — исправить ошибки и заплатить неустойку за просрочку сдачи рабочего приложения;
указать, что последовательно должен сделать исполнитель, — исправить ошибки, заплатить неустойку, а потом расторгнуть договор.
Предупредите исполнителя, что если он не исполнит ваши требования, то вам придется обратиться в суд и взыскать понесенные убытки. Часто именно это предупреждение отрезвляет исполнителя, побуждает его исправить все недочеты.
В этой части претензии указывают:
срок, до которого исполнитель должен выполнить ваши требования;
дату составления документа;
подпись отправителя.
Если будете нанимать исполнителя для разработки мобильного приложения, то воспользуйтесь нашим шаблоном договора на мобильную разработку.
Чтобы бизнес во время разбирательств не простаивал и позже можно было оперативно исправить ошибки, найдите нужных специалистов на площадке Workspace. Например, вы можете организовать тендер среди агентств для исправления чужих ошибок и нормального ведения сайта или найти толковых фрилансеров для решения мелких задач.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12177 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Очень важно направить претензию так, чтобы у вас на руках был документ, который подтверждает, что:
вы отправили претензию по определенному договору;
адресат получил ее или не получил, потому что не сходил на почту.
Такими документами могут быть, например, копия претензии, на которой расписался адресат или почтовое уведомление о получении с описью вложения. Если вы должны были выполнить обязательный досудебный порядок, то как раз эти документы подтвердят, что свою обязанность вы исполнили.
Перед подачей иска в суд дождитесь окончания срока, что вы дали на выполнение требований. Возможно, исполнитель одумается и все исправит, но если нет, остается только суд.
Читайте также: Топ-7 программ для ведения складского учета интернет-магазинаПосмотрите, как может выглядеть претензия, и составьте свою, ориентируясь на наш образец.
Другие полезные в работе шаблоны (брифов, договоров, коммерческих приложений, пользовательских соглашений) вы можете найти в разделе Документация.