За 2023 год мы силами одной команды разработчиков создали с нуля и зарелизили 6 приложений для Android и iOS. В этой статье я расскажу, как выстроить процесс, чтобы быстро создавать качественные продукты, как кроссплатформенная разработка на Flutter помогает экономить время и деньги, а также, сколько стоит разработка приложения для бизнеса и из чего складывается цена.
пример приложения на Flutter
Сотни компаний на рынке разрабатывают решения на Flutter. Мы здесь не уникальны и не создали что-то такое, что перевернуло рынок. Нет. Этот материал я пишу с точки зрения того, как, имея отличные процессы в веб-разработки, добавить к услугам еще и приложения.
Также я хочу немного добавить своих мыслей о том, когда бизнесу в целом нужна мобильная разработка. Если в вебе +/- все понятно, то приложение решает все таки специфические задачи и как правило сильно удорожает разработку.
Нужно сразу уточнить: есть два разных типа приложений — для пользователей и для сотрудников.
Это если мы говорим о бизнесе. Да, есть еще игры, стартапы и так далее. Но мы занимаемся только приложениями для бизнеса и можем делиться опытом только в этой нише.
Приложение для пользователей нужно в том случае, если
Все исследования за последние годы показывают, что мобильное приложение стимулирует пользователей покупать больше и чаще. По сути, оно дает возможность пролезть в телефон к самым лояльным клиентам и напрямую коммуницировать с ними, что увеличивает продажи и укрепляет лояльность к бренду.
Приложение для сотрудников, в свою очередь, есть смысл делать только в одном случае — если оно дает возможность оцифровать какой-то процесс и экономить за счет этого десятки и сотни человеко-часов каждый месяц.
К примеру, один из наших клиентов с помощью приложения оцифровал процесс мониторинга объектов: если раньше менеджеры вручную фотографировали, загружали снимки в папки, привязывали их к объектам и часто ошибались или теряли данные, то теперь система автоматически определяет объект по геопозиции, фото делается через приложение с меткой времени и сразу попадает в базу, а сводный отчет формируется в один клик. Это позволило компании с множеством объектов по всей стране экономить сотни человеко-часов ежемесячно и полностью исключить ошибки в отчетах, обеспечив достоверные данные в режиме реального времени.
Опираясь на эти требования, мы выбрали Flutter для разработки бизнес-приложений в ILAVISTA: эта бесплатная технология от Google используется в их продуктах и гарантирует поддержку, позволяет запускать Android- и iOS-версии на одном коде, что сокращает сроки разработки минимум на 50%, уменьшает бюджет на 30% и снижает количество багов, а одна команда может создавать приложения сразу для обеих платформ, экономя время и ресурсы.
Немного подробнее расскажу про каждый из этих этапов, чтобы было понятнее, что именно и почему мы делаем на каждом шаге.
Вне зависимости от того, делается приложение для клиентов или сотрудников, мы уделяем исследованиям огромное значение.
Они дают возможность оценить ситуацию на рынке, сориентироваться самим и сориентировать клиента, каким образом мы можем разработать востребованный и конкурентоспособный продукт.
На выходе получается достаточно объемный документ, на основе которого в дальнейшем разрабатывается общая архитектура проекта и техническое задание на разработку.
На этом этапе мы раскладываем все требования клиента и на основе результатов исследований разрабатываем подробное ТЗ, по которому в дальнейшем организуем все работы по созданию мобильного приложения для бизнеса.
В процессе постоянно консультируемся с заказчиком и уточняем детали, а после подготовки документа проводим установочную встречу для финального согласования перед стартом разработки.
пример приложения на Flutter
На следующем этапе мы полностью прорабатываем визуальную часть проекта: это важно как для дальнейшей разработки (программисты понимают, как будет выглядеть и работать приложение), так и для самого заказчика, которому важно как можно раньше увидеть, за что же он платит деньги.
маленькая часть макетов будущего приложения
Только на этом этапе у нас есть возможность безболезненно внести какие-то изменения в архитектуру проекта — добавить какой-то функционал или, наоборот, от чего-то отказаться.
После согласования с заказчиком техзадания и разработки UI/UX-дизайна, бизнес-аналитик и менеджер проекта передает всю информацию по проекту разработчикам и знакомит их с основными артефактами, созданными к этому моменту:
Информация доводится до команды разработки, и на ее основе формируется бэклог задачи, которые затем распределяются по спринтам.
Классический итерационный процесс разработки, который строится по таким же принципам, как и создание любых других продуктов и приложений.
В первую очередь создается окружение разработки на локальном сервере и устанавливаются все необходимые компоненты и библиотеки: инсталляция Flutter SDK, настройка IDE и эмуляторов, установка плагинов и зависимостей, необходимых для выполнения проекта.
Затем создается GIT репозитории проекта. Обязательно с учетом всех необходимых правил форматирования и комментирования кода. Для обеспечения корректной работы системы контроля версий, нужно учесть требования к именованию веток, правилам коммитов и прочим деталям, связанным с использованием GIT.
Следующим шагом создается документация по проекту, которая включает описание всех основных функций, элементов интерфейса, а также инструкции по использованию и настройке. Документация должна быть написана на понятном для пользователя языке и содержать достаточное количество информации, чтобы пользователь мог использовать приложение без дополнительной помощи
После чего начинается непосредственно разработка. Особое внимание при этом необходимо уделять безопасности: в этом отношении у Flutter есть определенная специфика, о которой я как-нибудь напишу отдельную статью.
В процессе разработки код проходит через стандартные тесты. Когда основной этап завершен и приложение готово к релизу, оно еще раз прогоняется через серию тестов, которые помогают отловить незамеченные баги и исправить ошибки, которые вылезли на финальных этапах.
На этом же этапе приложение может полноценно протестировать заказчик: как правило, со стороны клиентов на этом этапе также прилетают правки и пожелания, которые нужно реализовать до полноценного релиза.
пример приложения на Flutter
Процесс релиза приложения на Flutter в Google Play Market:
Шаг 1: Создание учётной записи разработчика
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13233 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Шаг 2: Настройка android части
Шаг 3: Тестирование приложения
Шаг 4: Сборка и подписание приложения
Шаг 5: Регистрация в Google Play Console
Шаг 6: Описание приложения и подготовка визуальной части приложения для страницы в Google Play
Шаг 7: Выбор категории и тегов
Шаг 8: Проверка приложения
Шаг 9: Проверка со стороны клиента и публикация.
Процесс релиза приложения в App Store:
Шаг 1: Получение DUNS номера
Шаг 2: Создание учётной записи разработчика
Шаг 3: Настройка iOS части проекта
Шаг 4: Тестирование приложения
Шаг 5: Сборка и подписание приложение проходит
Шаг 6: Регистрация в AppStore
Шаг 7: Описание приложения и подготовка визуальной части приложения для страницы в AppStore
Шаг 8: Выбор категории и тегов
Шаг 9: Проверка приложения
Шаг 10: Проверка со стороны клиента и публикация.
Как правило, в первой версии приложения для бизнеса реализуется самый критичный и нужный функционал. Иногда это может даже какая-то одна функция или киллер-фича, на которой и основывается ключевая ценность приложения для пользователя.
В дальнейшем приложение для бизнеса развивается по двум сценариям:
Обычно работа ведется одновременно по обоим этим направлениям, но распределение задач может очень сильно отличаться в зависимости от особенностей проекта и текущей необходимости.
Важно понимать, что поддержка — это не разовые работы, а постоянный процесс, от которого зависит в конечном итоге как конкурентоспособность, так и работоспособность приложения.
Затраты на поддержку и развитие при этом очень сильно зависят от того, насколько качественно сделан первоначальный продукт.
Вопросы о том, сколько стоит разработать мобильное приложение для бизнеса, мне задают все без исключения клиенты в первые 10 минут после начала обсуждения проекта.
К сожалению, однозначных ответов у меня нет: все очень сильно зависит от проекта.
Когда нужно оцифровать какой-то простой интернет-магазин и выпустить его в сторах, бюджет может быть всего 2000-3000 долларов, и с этой задачей справится практически любой более-менее квалифицированный фрилансер.
Для проектов уровня Findgid бюджет обычно начинается от 50 000 долларов.
пример приложения на Flutter
Если вам нужна консультация по созданию приложений на Flutter для бизнеса или нужно валидировать какие-то идеи по мобильной разработке, можете связаться со мной в Телеграме, буду рад пообщаться лично.
Если вы занимаетесь разработкой и вашим клиентам нужны приложения, но вы их не делаете — тоже пишите, мы работаем не только с прямыми клиентами, но и на субподряде.