Исследование рынка: сколько денег в диджитале, что было в 2025 году и каковы прогнозы на 2026 год.
Назад
Мобильная разработка

Как создавать кроссплатформенные решения на Flutter быстро и без лишних затрат

200 
 

За 2023 год мы силами одной команды разработчиков создали с нуля и зарелизили 6 приложений для Android и iOS. В этой статье я расскажу, как выстроить процесс, чтобы быстро создавать качественные продукты, как кроссплатформенная разработка на Flutter помогает экономить время и деньги, а также, сколько стоит разработка приложения для бизнеса и из чего складывается цена.

Как создавать кроссплатформенные решения на Flutter быстро и без лишних затрат

пример приложения на Flutter

Предисловие

Сотни компаний на рынке разрабатывают решения на Flutter. Мы здесь не уникальны и не создали что-то такое, что перевернуло рынок. Нет. Этот материал я пишу с точки зрения того, как, имея отличные процессы в веб-разработки, добавить к услугам еще и приложения.

Также я хочу немного добавить своих мыслей о том, когда бизнесу в целом нужна мобильная разработка. Если в вебе +/- все понятно, то приложение решает все таки специфические задачи и как правило сильно удорожает разработку.

Когда бизнесу нужно мобильное приложение

Нужно сразу уточнить: есть два разных типа приложений — для пользователей и для сотрудников.

Это если мы говорим о бизнесе. Да, есть еще игры, стартапы и так далее. Но мы занимаемся только приложениями для бизнеса и можем делиться опытом только в этой нише.

Приложение для пользователей нужно в том случае, если

  • покупки совершаются более-менее регулярно: заказ одежды, техники, расходников, разных мелочей, продуктов, такси, цветов, доставка из ресторанов, финансовые сервисы — все, чем люди пользуются на регулярной основе,
  • через приложение делать все это пользователю будет проще и удобнее, чем на десктопе или мобильном сайте,
  • бизнес планирует использовать приложение как дополнительный канал для маркетинга: пуш-уведомлений, специальных акций, розыгрышей и т.д.

Все исследования за последние годы показывают, что мобильное приложение стимулирует пользователей покупать больше и чаще. По сути, оно дает возможность пролезть в телефон к самым лояльным клиентам и напрямую коммуницировать с ними, что увеличивает продажи и укрепляет лояльность к бренду.

Приложение для сотрудников, в свою очередь, есть смысл делать только в одном случае — если оно дает возможность оцифровать какой-то процесс и экономить за счет этого десятки и сотни человеко-часов каждый месяц.

К примеру, один из наших клиентов с помощью приложения оцифровал процесс мониторинга объектов: если раньше менеджеры вручную фотографировали, загружали снимки в папки, привязывали их к объектам и часто ошибались или теряли данные, то теперь система автоматически определяет объект по геопозиции, фото делается через приложение с меткой времени и сразу попадает в базу, а сводный отчет формируется в один клик. Это позволило компании с множеством объектов по всей стране экономить сотни человеко-часов ежемесячно и полностью исключить ошибки в отчетах, обеспечив достоверные данные в режиме реального времени.

Общие требования к мобильному приложению для бизнеса

  1. Экономическая эффективность. Приложение должно окупаться или за счет увеличения продаж клиентам, или за счет оптимизации бизнес-процессов. Если этого нет, запал, желание и инвестиции иссякнут очень быстро — и вместо эффективного бизнес-инструмента вы получите мертворожденный продукт.
  2. Кроссплатформенность. Приложение должно одинаково работать как на Андроиде, так и на iOS, так как пользователи, как правило, используют разные устройства. Исключение — некоторые корпоративные приложения, которые устанавливаются строго на устройствах, которые централизованно закупает и выдает сотрудникам компания. В этом случае можно выбрать только одну платформу.
  3. Стабильность работы на разных устройствах. Даже на старых телефонах приложение должно работать стабильно и быстро, не зависать, не вылетать, не выдавать ошибок, корректно отрабатывать статусы и т.д.
  4. Удобный UX/UI и привлекательный дизайн. Чтобы клиенты или сотрудники пользовались приложением, оно должно быть удобнее, чем альтернативные варианты, доступные с десктопов или через мобильный браузер. При этом должно одинаково хорошо выглядеть на разных устройствах с разными разрешениями экранов.
  5. Безопасность и защита пользовательских данных. Сверхкритичное условие для бизнеса, так как в случае взлома или утечки может пострадать не только репутация, но и быть причинен серьезный материальный ущерб.
  6. Возможность расширять и добавлять функционал. Гибкость — важное условие, так как если на этапе разработки не заложить расширяемость и возможность масштабирования архитектуры и функционала, в дальнейшем это исправить будет почти невозможно, и следующую версию нужно будет создавать с нуля.
  7. Адекватная стоимость поддержки. Которая доступна не для всех технологических стеков. К примеру, из-за ситуации на рынке стоимость поддержки приложений, написанных на Go, сейчас такая, что дешевле сделать новый продукт, поддерживать и развивать его.

Опираясь на эти требования, мы выбрали Flutter для разработки бизнес-приложений в ILAVISTA: эта бесплатная технология от Google используется в их продуктах и гарантирует поддержку, позволяет запускать Android- и iOS-версии на одном коде, что сокращает сроки разработки минимум на 50%, уменьшает бюджет на 30% и снижает количество багов, а одна команда может создавать приложения сразу для обеих платформ, экономя время и ресурсы.

Разработка мобильного приложения на Flutter для бизнеса: основные этапы

  1. Исследование конкурентной среды. UX-исследование.
  2. Подготовка технического задания.
  3. Согласование ТЗ с клиентом.
  4. Передача проекта в разработку.
  5. Создание UX/UI дизайна.
  6. Бэкенд и Flutter разработка (если приложение создается в экосистеме с веб-частью, то здесь еще добавляется этап Front-end разработки).
  7. Тестирование приложения.
  8. Публикация в Google Play и App Store

Немного подробнее расскажу про каждый из этих этапов, чтобы было понятнее, что именно и почему мы делаем на каждом шаге.

Исследовательский этап

Как создавать кроссплатформенные решения на Flutter быстро и без лишних затрат

Вне зависимости от того, делается приложение для клиентов или сотрудников, мы уделяем исследованиям огромное значение.

Они дают возможность оценить ситуацию на рынке, сориентироваться самим и сориентировать клиента, каким образом мы можем разработать востребованный и конкурентоспособный продукт.

На выходе получается достаточно объемный документ, на основе которого в дальнейшем разрабатывается общая архитектура проекта и техническое задание на разработку.

Подготовка технического задания и согласование его с клиентом

На этом этапе мы раскладываем все требования клиента и на основе результатов исследований разрабатываем подробное ТЗ, по которому в дальнейшем организуем все работы по созданию мобильного приложения для бизнеса.

В процессе постоянно консультируемся с заказчиком и уточняем детали, а после подготовки документа проводим установочную встречу для финального согласования перед стартом разработки.

Создание UI/UX дизайна

Как создавать кроссплатформенные решения на Flutter быстро и без лишних затрат

пример приложения на Flutter

На следующем этапе мы полностью прорабатываем визуальную часть проекта: это важно как для дальнейшей разработки (программисты понимают, как будет выглядеть и работать приложение), так и для самого заказчика, которому важно как можно раньше увидеть, за что же он платит деньги.

Как создавать кроссплатформенные решения на Flutter быстро и без лишних затрат

маленькая часть макетов будущего приложения

Только на этом этапе у нас есть возможность безболезненно внести какие-то изменения в архитектуру проекта — добавить какой-то функционал или, наоборот, от чего-то отказаться.

Передача проекта в разработку

После согласования с заказчиком техзадания и разработки UI/UX-дизайна, бизнес-аналитик и менеджер проекта передает всю информацию по проекту разработчикам и знакомит их с основными артефактами, созданными к этому моменту:

  • уставом проекта,
  • таблицей рисков,
  • follow up,
  • road map,
  • документами об образе и границах проекта,
  • реестром заинтересованных лиц,
  • документом с определением классов пользователей и их характеристик,
  • описанием функциональных возможностей и этапов внедрения,
  • спецификацией требований к ПО (техническим заданием),
  • результатами UX-исследования,
  • готовым UI-дизайном.

Информация доводится до команды разработки, и на ее основе формируется бэклог задачи, которые затем распределяются по спринтам.

Бэкенд и Flutter разработка

Классический итерационный процесс разработки, который строится по таким же принципам, как и создание любых других продуктов и приложений.

В первую очередь создается окружение разработки на локальном сервере и устанавливаются все необходимые компоненты и библиотеки: инсталляция Flutter SDK, настройка IDE и эмуляторов, установка плагинов и зависимостей, необходимых для выполнения проекта.

Затем создается GIT репозитории проекта. Обязательно с учетом всех необходимых правил форматирования и комментирования кода. Для обеспечения корректной работы системы контроля версий, нужно учесть требования к именованию веток, правилам коммитов и прочим деталям, связанным с использованием GIT.

Следующим шагом создается документация по проекту, которая включает описание всех основных функций, элементов интерфейса, а также инструкции по использованию и настройке. Документация должна быть написана на понятном для пользователя языке и содержать достаточное количество информации, чтобы пользователь мог использовать приложение без дополнительной помощи

После чего начинается непосредственно разработка. Особое внимание при этом необходимо уделять безопасности: в этом отношении у Flutter есть определенная специфика, о которой я как-нибудь напишу отдельную статью.

Тестирование приложения

В процессе разработки код проходит через стандартные тесты. Когда основной этап завершен и приложение готово к релизу, оно еще раз прогоняется через серию тестов, которые помогают отловить незамеченные баги и исправить ошибки, которые вылезли на финальных этапах.

На этом же этапе приложение может полноценно протестировать заказчик: как правило, со стороны клиентов на этом этапе также прилетают правки и пожелания, которые нужно реализовать до полноценного релиза.

Публикация в Google Play и App Store. Релиз приложения

Как создавать кроссплатформенные решения на Flutter быстро и без лишних затрат

пример приложения на Flutter

Процесс релиза приложения на Flutter в Google Play Market:

Шаг 1: Создание учётной записи разработчика


Разместите
тендер бесплатно

Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.

Заполнить заявку 13233 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.


Шаг 2: Настройка android части

Шаг 3: Тестирование приложения

Шаг 4: Сборка и подписание приложения

Шаг 5: Регистрация в Google Play Console

Шаг 6: Описание приложения и подготовка визуальной части приложения для страницы в Google Play

Шаг 7: Выбор категории и тегов

Шаг 8: Проверка приложения

Шаг 9: Проверка со стороны клиента и публикация.

Процесс релиза приложения в App Store:

Шаг 1: Получение DUNS номера

Шаг 2: Создание учётной записи разработчика

Шаг 3: Настройка iOS части проекта

Шаг 4: Тестирование приложения

Шаг 5: Сборка и подписание приложение проходит

Шаг 6: Регистрация в AppStore

Шаг 7: Описание приложения и подготовка визуальной части приложения для страницы в AppStore

Шаг 8: Выбор категории и тегов

Шаг 9: Проверка приложения

Шаг 10: Проверка со стороны клиента и публикация.

После релиза: как развивать и дорабатывать приложение для бизнеса

Как правило, в первой версии приложения для бизнеса реализуется самый критичный и нужный функционал. Иногда это может даже какая-то одна функция или киллер-фича, на которой и основывается ключевая ценность приложения для пользователя.

В дальнейшем приложение для бизнеса развивается по двум сценариям:

  1. Доработка текущего функционала
  2. Расширение функционала. 

Обычно работа ведется одновременно по обоим этим направлениям, но распределение задач может очень сильно отличаться в зависимости от особенностей проекта и текущей необходимости.

Важно понимать, что поддержка — это не разовые работы, а постоянный процесс, от которого зависит в конечном итоге как конкурентоспособность, так и работоспособность приложения.

Затраты на поддержку и развитие при этом очень сильно зависят от того, насколько качественно сделан первоначальный продукт.

Стоимость разработки и бюджет на поддержку/развитие

Вопросы о том, сколько стоит разработать мобильное приложение для бизнеса, мне задают все без исключения клиенты в первые 10 минут после начала обсуждения проекта.

К сожалению, однозначных ответов у меня нет: все очень сильно зависит от проекта.

Когда нужно оцифровать какой-то простой интернет-магазин и выпустить его в сторах, бюджет может быть всего 2000-3000 долларов, и с этой задачей справится практически любой более-менее квалифицированный фрилансер.

Для проектов уровня Findgid бюджет обычно начинается от 50 000 долларов.

Как создавать кроссплатформенные решения на Flutter быстро и без лишних затрат

пример приложения на Flutter

Несколько рекомендаций в завершение

  • Если вы хотите разработать приложение для своего бизнеса, не пытайтесь сделать сразу второй Амазон или Яндекс — сконцентрируйтесь на узком функционале или какой-то конкретной фиче. В этом случае вы сможете создать и зарелизить продукт достаточно быстро и за разумные деньги.
  • Масштабировать функционал стоит уже в следующих версиях, когда вы получите обратную связь от пользователей. Спойлер: здесь вас ждет немало сюрпризов и интересных открытий.
  • Если вам нужно кроссплатформенное решение, есть смысл обратить внимание на Flutter. По нашему опыту, это оптимальный инструмент для создания кроссплатформенных приложений для бизнеса с адекватной стоимостью как разработки, так и поддержки.

Если вам нужна консультация по созданию приложений на Flutter для бизнеса или нужно валидировать какие-то идеи по мобильной разработке, можете связаться со мной в Телеграме, буду рад пообщаться лично.

Если вы занимаетесь разработкой и вашим клиентам нужны приложения, но вы их не делаете — тоже пишите, мы работаем не только с прямыми клиентами, но и на субподряде.

Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.




200

Лучшие статьи

Поделиться: 0 0 0
Генеральный директор (CEO) в  Илависта Технолоджис , Минск
 0  0  0