Ко всем материалам
#Маркетинг и реклама

Метавселенные: фантастика или реальность

2389 
 

Collins сообщает, что metaverse (meta universe, метавселенная) — основное слово, звучащее в ушедшем 2021 году. Как ни странно, 90% жителей России не знают, о чем речь, в лучшем случае — считают фантастикой. В 48 млрд долларов эксперты оценивают рынок разработки metaverse, при этом прогнозируется рост до 678 млрд к 2030-му году. Молодые стартапы и крупнейшие организации заняты разработкой метавселенных. Постараемся объяснить в этой статье, что это такое.

Понятие «метавселенная»

Метавселенная — цифровое пространство, имитирующее реальность, в котором расположены сервисы, продукты и разноплановый контент. Такая digital среда существует параллельно с реальным миром и дополняет его. Метавселенная — это как 3D-интернет, где человек находится внутри контента, а не просто просматривает его, сидя перед экраном монитора. Здесь есть виртуальные офисы, где можно собираться на совещание, виртуальные магазины для шоппинга и цифровые институты.

Пользователь передвигается по digital миру, используя аватар — цифрового персонажа, который взаимодействует с другими аватарами. Аватаром удобнее всего управлять через VR шлем. Так достигается полноценный эффект присутствия. За неимением такого, навигация может осуществляться через мобильное приложение.

Представьте сцену из фильма: за общим столом собрались люди из разных уголков мира для обсуждения глобальных задач. По окончании разговора пользователи отключаются, аватары «растворяются» в воздухе, и оказывается, что каждый из них не покидал родной страны.

Метавселенные: фантастика или реальность

Всё так, за исключением того, что у реальных пользователей метавселенной не будет «волшебных» кнопок для перехода в «другую» реальность. Эффект полного погружения обеспечит VR-шлем, совещание пройдёт словно через Zoom, но без ограничения пространства небольшим экраном.

По схожему принципу, не выходя из квартиры, компания приятелей может отправиться посмотреть новый фильм в кинотеатр, посетить спортзал, сразиться в пейнтбол или посидеть в кафе.

Метавселенная, компьютерная игра и виртуальная реальность — не одно и то же

Ниже перечислены признаки, отличающие метавселенную от других. В ней:

  • Все события происходят онлайн. Здесь нет пауз, «сохранёнок» и опции перезагрузки. Метавселенная существует даже после того, как пользователь отключился от сети.

  • Метавселенная вмещает в себя бесконечное число пользователей одновременно, каждому из которых соответствует свой аватар.

  • Здесь существует внутренний финансовый рынок. Валюта обладает настоящей ценностью, её нужно зарабатывать. На внутреннем рынке можно заключать сделки по покупке, продаже, обмену валюты, а также заниматься инвестированием.

  • Meta universe объединяет реальный и цифровой миры. Вот как это выглядит: покупаем виртуальную сумочку от Gucci и идём с ней в виртуальный кинотеатр смотреть новый фильм от Стивена Спилберга с аватарами наших реальных друзей.

  • Пользователи влияют на содержание вселенной. В ней накапливается практика, и отображаются последствия действий аватаров. Таким образом посетители самостоятельно производят контент.

Как появились метавселенные, и что будет дальше

В далёком 1992 году Нил Стивенсон опубликовал «Лавину». Свой вымышленный мир автор называет «метавселенной», тогда впервые мир услышал это слово, а теперь термин закрепился. В научно-фантастическом романе герои 21 века живут в виртуальном мире, где в виде 3D-аватаров занимаются спекуляциями с недвижимостью на виртуальном рынке.

Кинематограф подхватил модное веяние: «Матрица», «Начало», «Аватар» и множество других кинокартин посвящены параллельным мирам. Подобием метавселенных являются компьютерные игры «World of Warcraft», «Fortnite». Платформа Second Life — это одновременно соцсеть и виртуальный мир.

Метавселенные: фантастика или реальность

Как мы сказали, за производство метавселенных принялись крупнейшие фирмы: Microsoft, Roblox и Decentraland. Проблема в том, что каждый из них ведёт работы обособленно друг от друга, единой метавселенной пока не существует. Поскольку нет слаженных действий по разработке, нет и единых правил поведения в метавселенной, свода законов, валюты и прочего.

Процесс замедляется существенными недостатками современных VR-очков. Не рекомендуется использовать их дольше получаса. Нет достойных симуляторов физических перемещений, хотя и в этом направлении прослеживаются некоторые достижения. H2L, японская фирма, придумала одежду, передающую боль. Жару и холод в метавселенной можно почувствовать с помощью Pebble Feel — технологии от Panasonic.

Зачем придумали метавселенные

Глобально метавселенные отвечают нескольким целям. Это:

  • подспорье для бизнеса;

  • средство развлечения и обучения;

  • маркетинговая площадка.

С точки зрения бизнес-решений метавселенные предоставляют пространство для проведения деловых совещаний в удобном, часто развлекательном, формате. Известно, что на пике COVID-19 сотрудники британской компании перенесли место встречи в реальность Red Dead Redemption 2, популярной компьютерной игры. Вместо офиса — костёр, дресс-код — ковбойский костюм, антураж — Дикий Запад. Посидели, поговорили, вскочили по коням и растаяли в темноте.

Кроме того, объекты метавселенной представляют ценность с точки зрения инвестирования. Вещи можно покупать и продавать. Технология NFT обеспечивает личную принадлежность приобретённых предметов в виртуальном мире с дальнейшей перепродажей. Уже появляются риелторы, специализирующиеся на виртуальной недвижимости, которая, кстати, растёт в цене.

Многие конструкторские задачи в digital пространстве решаются гораздо удобнее и эффективнее. В виртуальном мире конструкции легче поддаются трансформации и изучению. Предполагается, что такое моделирование способно сократить отходы и послужит стимулом для разработки принципиально новых современных решений.

С точки зрения площадки для развлечения и обучения здесь всё предельно ясно. Каждый пользователь в метавселенной найдёт себе занятие по вкусу. В чём-то метавселенные схожи с компьютерными играми, поэтому геймерам открываются дополнительные возможности. Бонусом идёт активная коммуникация и иммерсионное окружение.

В digital пространстве уже проходят первые мероприятия: в 2020 году Трэвис Скотт перенёс концерт, которому не суждено было случиться из-за пандемии, в Fortnite. На его виртуальном рэп-концерте присутствовали 12 млн игроков.

Метавселенные: фантастика или реальность

Шикарнейшие возможности для обучения открываются благодаря симуляциям в метавселенных. Молодые инженеры-конструкторы могут посетить симуляцию космического корабля и подробно изучить его, а студенты исторического факультета отправиться в гущу событий 19-го века.

Какой маркетинг в метавселенной

Бренды не упускают возможностей продвигаться в новом пространстве. Конечно, новые технологии быстрее всего освоят миллениалы и представители X-поколения, на них и идёт охота. Дополнительную популярность приносит даже простое упоминание бренда в контексте метавселенной.

Среди способов продвижения наиболее распространены следующие:

  • магазин в метавселенной;

  • наружная реклама;

  • influence marketing.

А можно просто создать свою метавселенную. Например, Nike озвучила свои планы создания виртуального мира совместно с Roblox. Миниатюрная штаб-квартира компании, расположенная в Nikeland, ждёт своих пользователей и предлагает им посоревноваться в спортивных играх. Lego в партнёрстве с Epic Games придумывают digital пространство для детей.

В метавселенной можно продавать виртуальные вещи, или вполне реальные товары. Аватар примерит их на себя, а курьер доставит до двери в реальной жизни.

Gucci первым осваивает возможности маркетинга в «параллельном» мире: уже разработана первые виртуальные кроссовки Gucci Virtual 25. Аватар покупателя может «красоваться» в них в приложениях Roblox и VRChat.

Метавселенные: фантастика или реальность

Наружная реклама в параллельном мире, по привычке, размещается на билбордах и рекламных щитах, на информационных досках и рекламных экранах. Разница лишь в том, что все эти доски, растяжки, билборды и прочие рекламные конструкции расположены в виртуальных городах, где ходят аватары, так похожие на людей. По мере развития метавселенной варианты применения наружной рекламы приумножатся, все в этом мире зависит от фантазии разработчиков и маркетологов.

В последнее время в маркетинге прочно обосновались инфлюенсеры. Неудивительно, что в дополненной реальности они тоже есть. Бренды активно создают своих виртуальных представителей и взаимодействуют со сторонними. За жизнью цифровых героев нравится следить миллионам пользователей. Например, виртуальная модель Лил Микела активничает в социальных сетях, даёт интервью и снимает небольшие видео.

Метавселенные: фантастика или реальность

Заключение

То, что до недавнего времени считалось фантастикой, уже входит в нашу жизнь. Метавселенные существуют. Пока что они разрознены, поскольку создаются несколькими разработчиками одновременно без оглядки на других. Однако это лишь вопрос времени. Продвинутым брендам и маркетологам даже на текущем этапе стоит задуматься о продвижении в «параллельном» мире.

Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.
Спасибо! Подписка успешно оформлена

Подписка

Отлично! Мы отправили письмо на указанный вами электронный ящик с инструкцией по подтверждению.

Если письмо с подтвержением вашего e-mail не будет получено в течение 10 минут, пожалуйста, проверьте папку СПАМ в соответствующем почтовом ящике.

2392

Похожие статьи