Каждый маркетолог задавался хотя бы одним из этих вопросов. Ответы поможет найти юзабилити-аудит сайта.
Юзабилити-аудит — это проверка сайта на удобство пользования интерфейсом, которое влияет как на продажи, в том числе повторные, так и на образ компании.
Вот задачи, где он полезен и нужен:
Обычно юзабилити-аудит называют UX-аудитом и считают, что это задача только дизайнера. Но при проектировании опыта дизайнер не сможет сложить цельный сценарий и зайдет в тупик, если не подумает о всём пути клиента, который начинается за пределами сайта. Поэтому работу нужно проводить еще и с позиции SEO — учитывать, как сайт продвигается в поиске.
Чтобы аудит был не односторонним, как подрядчики мы изучаем:
В то же время у SEO-специалиста нет экспертизы в дизайне, и его шаги в отрыве от всего остального могут навредить хорошему UX. Важно смотреть на задачу с разных сторон и находить компромисс. Только на основе комплексного изучения всех аспектов получится спроектировать классный новый сайт.
За 20 лет работы в digital мы накопили много опыта, в том числе в юзабилити-аудитах для крупных компаний. Например, аудировали сайты «Газпром нефти» и УБРиР. В результате мы отработали процесс и выделили ключевые этапы аудита. Публикуем наш ту-ду-лист. Он поможет проверить сайт со всех сторон и подготовить базу для работы.
Чтобы узнать как можно больше о поведении целевых посетителей сайта, стоит заглянуть в аналитические системы, например: Яндекс Метрику и Google Analytics.
Мы всегда задаем клиенту несколько уточняющих вопросов: откуда берутся данные, как они собираются и под каким углом правильно на них смотреть. Часто данных оказывается очень много, и все они сплетаются в большой клубок. Как распутаться и навести порядок в метриках — читайте в нашем кейсе про веб-аналитику для крупного мультиязычного сайта.
Рекомендуем составлять портрет не только на основе Метрики, но и в прямой коммуникации с заказчиком — спросить, как он видит и понимает своего клиента. Метрика говорит про то, что происходит на сайте и что делают пользователи, но она ничего не говорит о клиентах.
Зачем мы это делаем:
Что смотрим в Яндекс Метрике:
Нас интересует не только на какие страницы сайта заходит посетитель, но и их связь с устройствами. Так мы определяем, с каких страниц начинается сеанс, выявляем разрешения и состояния, в которых конверсия проседает. Например, мобильный трафик может приходить на новости, а десктопный — на страницы услуг.
Мобильная версия — адаптивная красивая верстка т. п. — для нас маст-хэв в плане ранжирования, так как поисковые системы, в особенности Google, смотрят на наличие мобильной версии у сайта. В зависимости от контекста мы по-разному относимся к адаптированию. Например, на сайте JetStyle, где в сфере B2B большинство пользователей принимают решения с десктопа, мы можем достаточно безопасно игнорировать мобильные устройства. Однако на фарм-сайт большая часть пользователей заходит с телефонов, и мы обязаны смотреть на сайт в парадигме Mobile First.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Обращаемся к картам путей — берем какую-то страницу или группу страниц и смотрим, откуда приходят пользователи: реклама, органика, прямой или другой трафик, и куда они с них уходят. Нам интересны как поведение, так и конверсии в различных срезах.
В том числе такие карты позволяют подсвечивать проблемные места. Типичные UX-ошибки, с которыми можно столкнуться:
Также для анализа поведения мы используем инструменты Метрики: карты кликов, ссылок и тепловые карты. Последняя работает по аналогии в тепловизором — чем больше пользователей просматривают область экрана, тем она краснее. Оценивать стоит самые часто посещаемые страницы.
Когда бо́льшая часть пользователей обращает внимание только на первые три экрана, нужно успеть сказать всё главное на них. И наоборот: если глубина скролла достаточно высокая, то есть большое окно для коммуникации.
На основе динамики кликабельности элементов мы выдвигаем гипотезы, чего не хватает на сайте и как можно перекомпоновать элементы.
Мы смотрим на их трафик, кто и в чем лучше по поведению. Отбираем самых успешных и погружаемся в структуру сайтов, чтобы разобраться, как им удается достигать высоких показателей.
Затем выявляем знаковые элементы и структуру перелинковки сущностей. Сложно сказать точно, как это влияет на метрики, но мы предполагаем, что некоторые элементы и способы их организации помогают поднять конверсию или, например, провести скоринг клиента. На основе этих выводов и результатов исследования поискового спроса мы формируем рекомендации по структуре нового сайта.
На основе полученных в ходе аудита данных мы формируем список рекомендаций и замечаний к сайту. В основу такого списка входят результаты:
Список сортируется по двум параметрам: сложность внедрения рекомендаций и потенциальная польза для бизнеса.
В итоге мы получаем разносторонний взгляд на сайт, понимаем как он работает и как ведут себя пользователи, выдвигаем и проверяем гипотезы. Такая база помогает продакту создавать бэклог, управлять сайтом на основе данных и повышать его эффективность.
Это наш подход к юзабилити-аудиту. Если у вас есть похожая задача, напишите нам в Телеграме: @jetstyle_bot — вместе придумаем, как ее решить.