Многие владельцы сайтов сейчас в панике — новый закон о персональных данных добавил им головной боли. Правила сильно ужесточились — теперь даже невинная форма обратной связи на лендинге или использование сервисов аналитики может обернуться штрафом в миллионы рублей. Так что если у вас есть сайт или вы делаете проекты на заказ — проверьте, не нарушаете ли вы закон, сами того не подозревая. Давайте посмотрим, что изменилось, и как избежать проблем с Роскомнадзором.
С 30 мая 2025 года вступили в силу серьезные поправки к ФЗ-152 «О персональных данных». Роскомнадзор не шутит — количество проверок выросло на 40% от 2024 года. А самое главное — теперь под персональными данными понимается гораздо больше информации, чем раньше.
Раньше мы думали: «Ну собираем имя-телефон-email, что тут такого?» А теперь к персональным данным относят:
То есть практически любой сайт с формами или аналитикой теперь обрабатывает персональные данные. И за нарушения правил придется отвечать по всей строгости закона.
За что можно получить штраф:
Особенно стоит обратить внимание на ужесточение требований к безопасности — теперь все получаемые и обрабатываемые данные разрешено хранить только на российских серверах. Трансграничная передача под запретом.
Тут реально все серьезно — штрафы выросли в разы. Если раньше за неподачу уведомления в Роскомнадзор давали максимум 5 тысяч рублей, то теперь:
За административные нарушения:
И это только за неправильное оформление документов!
За утечки данных — вплоть до уголовной ответственности:
А если ущерб признают очень существенным, то могут даже назначить тюремный срок до 5 лет.
По информации судебного департамента при Верховном суде России, средний штраф в 2025 году составил 1,2 млн рублей. Внушительно, правда?
Один из самых серьезных моментов — новый закон требует хранить все данные пользователей исключительно на российских серверах. Такие сервисы, как Google Analytics, Mailchimp, зарубежные конструкторы сайтов и хостинги — все это теперь под большим вопросом.
Эти изменения коснулись не только владельцев сайтов, но и веб-дизайнеров. Особенно занервничали те специалисты, кто работал на зарубежных платформах. Многие клиенты теперь прямо спрашивают: «А где будут храниться данные моего сайта?» Поэтому дизайнеры, создающие сайты на российских платформах, оказались в выигрышном положении.
Достойной альтернативой зарубежным сервисам стала наша no-code платформа Taptop. Сейчас мы видим, что на нее переходят многие дизайнеры, которые раньше работали в Webflow. Ведь теперь для российского сегмента сайтов Webflow небезопасен — данные пользователей передаются на зарубежные сервера, а это прямое нарушение ФЗ-152.
Почему именно Taptop? Причины понятны: принципы работы Taptop и Webflow очень близки — визуальная верстка, безграничные возможности кастомизации и чистый код. Но при этом Taptop — полностью российский продукт, и все данные пользователей остаются в РФ. Более того, пользователи отмечают, что переход с Webflow на Taptop проходит достаточно гладко — интерфейс интуитивно понятный, а функционал во многом схож.
Taptop решает проблемы с персональными данными «из коробки»:
Вот почему веб-дизайнеры выбирают Taptop:
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13227 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
А еще полезная штука — в Taptop можно экспортировать чистый код. То есть если клиент захочет перенести сайт на свой хостинг, никаких проблем. Код принадлежит вам, а не платформе.
Давайте разбираться по фактам — что конкретно нужно сделать, чтобы не попасть на штраф за нарушение работы с персональными данными:
1. Проверьте регистрацию в Роскомнадзоре
Зайдите на сайт РКН и найдите себя в реестре операторов персональных данных. Нет в списке? Срочно подавайте уведомление. Это можно сделать через Госуслуги или отправить заказным письмом.
2. Переделайте Политику конфиденциальности
Старые шаблоны больше не работают. Нужно четко прописать:
3. Обновите формы на сайтах
Забудьте про предустановленные галочки. Теперь пользователь должен сам поставить согласие, причем с прямой ссылкой на вашу Политику конфиденциальности.
4. Работайте с российскими сервисами
Для создания сайтов, маркетинга и аналитики используйте платформы, которые не передают данные пользователей заграницу. Webflow, Mailchimp, Google Analytics и другие зарубежные сервисы могут создать проблемы.
Новые требования к персональным данным — это серьезно. Штрафы реальные, проверки участились. Но если подойти к вопросу системно, то ничего критичного нет.
Главное:
А если работаете на Taptop — считайте, что половина проблем уже решена. Платформа изначально создавалась с учетом российского законодательства, поэтому вопросов с персональными данными возникает минимум.