Авторская колонка COO NIGMA SOFT
Мы привыкли измерять удовлетворенность клиентов стандартными метриками — CSI, CSAT, NPS. Отличные инструменты, которые не смогли мне ответить на главный вопрос:
Почему клиенты, которые могли бы уйти к конкурентам или создать внутренние команды, годами работают именно с нами?
Поиски инструмента для ответа на этот вопрос привели меня на митап канбан-мастера Екатерины Консевич, которая рассказывала о своем опыте работы с фреймворком Fit For Purpose (F4P) из книги Андерсона и Жиглова “Fit for Purpose : How Modern Businesses Find, Satisfy, & Keep Customers”. В отличие от других инструментов, фреймворк фокусируется не на "нравится/не нравится", а на двух вещах:
Purpose — какую реальную проблему клиента мы закрываем?
Fit — насколько наше решение соответствует его ожиданиям?
NIGMA SOFT разрабатывает приложения и онлайн-сервисы для автосервисов и топливных компаний, а также программное обеспечение для медицинского оборудования. Наши клиенты — лидеры своих рынков, для них мы разрабатываем и поддерживаем сервисы годами. Казалось бы, всё отлично.
58% оценок "5", 42% — "4" в анкетировании.
Почему мы остались недовольны результатами? Сейчас объясню.
Форма-шаблон от авторов книги выглядит вот так:
В отличие от всех наших предыдущих опросов, сейчас для нас было важно выяснить: почему с нами ПРОДОЛЖАЮТ работать.
Поэтому мы попросили описать 3 самых важных причины, почему Заказчик остается с нами. Поставить оценку каждой причине. А потом объяснить, почему выбрана именно эта оценка. Всего пять минут со стороны Заказчика заставили нас пересматривать текущую бизнес-модель и процесс коммуникации.
В зависимости от количества ответов и от того, какого результата вы хотите достичь, можно попросить проанализировать ответы ИИ. Или проанализировать их самостоятельно. Или и того, и другого и можно без хлеба.
Искусственный интеллект, проанализировав ответы на нашу анкету, выяснил топ-3 причины оставаться с нами:
Что заметил человеческий мозг:
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13231 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Клиенты ценят не наш продукт, а предсказуемость. Даже если что-то идёт не так, они знают: мы предупредим заранее и предложим решение.
Несколько раз в ответах мы видели: “вы готовы нас консультировать”, “делать продукт лучше совместными усилиями”, “всегда проанализируете наш запрос” и другие формы одной и той же мысли. Консультация и аналитика в развитии продукта. Несмотря на то, что процесс дескавери прижился не во всех проектах, продуктовая экспертиза, которой мы владеем, оказалась одним из ключевых преимуществ.
Раньше: клиенты теряли задачи в чатах, разрозненных таск-трекерах (внутри одной компании их могло быть по одному трекеру на отдел (битрикс, трелло, кайтен - на что хватало фантазии).
Сейчас: проработаем персональные дашборды с автоматическим обновлением статусов для всех направлений разработки и поддержки продуктов (разработка, доработка, техническая поддержка)
Если заказчик склонен к «вкусовщине» (например, в UI/UX), добавляем дополнительные этапы согласования.
Раз в месяц обсуждаем: что было хорошо, а что — «едва не сломалось».
Коротко, на основе метрик и лучших решений рынка. Дополняем свою линейку продуктов услугой “Аудит продукта и дорожная карта по его улучшению”.
58% оценок "5", 42% - “4” говорят нам о том, что наши клиенты достаточно хорошо обслужены и нет причин для беспокойства. Кроме одного сегмента. Заказчики, которые поставили все “5”.
Клиенты с «пятёрками» — самые рискованные. Их завышенные ожидания часто приводят к выгоранию команд. Если ваш клиент говорит "Всё отлично!" — это повод для беспокойства. Настоящая лояльность рождается там, где люди могут честно сказать: "Было сложно, но мы знали, что вы справитесь".
Вывод: лояльность клиентов — не в идеальном продукте, а в управлении их ожиданиями.
F4P показал: наши клиенты готовы мириться с недочетами, потому что мы:
Разное о процессах, разработке, заказчиках, командах - в нашем Блоге для WORKSPACE. Велкам.
С уважением, Вакалова