Workspace Digital Awards 2025 — престижнейшая международная премия в сфере диджитал. Принять участие!
Назад
#Дизайн

Разбираемся с дизайн-системой

68 
 

Привет, это бета. Наш ведущий дизайнер Денис Кунгуров рассказал всё, что нужно знать про ДС. Что нужнее на проекте: дизайн-система или UI-kit? Зачем становиться Шерлоком и доставать лупу? И почему пилить систему вперёд продукта — «путь в никуда»? Все ответы — в статье.

Дизайн-система против UI-kit’а

Дизайн-система — это бесконечная работа. Её ведут на протяжении всей жизни продукта. Только вот чаще всего мы работаем не с ДС, а с UI-kit’ом. Что это за покемон?

Это единый набор элементов для интерфейса. Кнопочки, карточки, менюшки и т. д. С помощью него дизайнеры быстро находят нужный компонент.

UI-kit заточен на удобство дизайнера, поэтому у него нет связки с кодом. А вот дизайн-система повышает эффективность всей продуктовой команды: менеджеров, разработчиков, дизайнеров и аналитиков. Поэтому в ней есть и дизайн, и код.

Что есть в дизайн-системе?

Storybook

Это как библиотека компонентов, только для разработчиков. Компоненты, их токены, правила — всё это разрабы берут из storybook, когда верстают макеты.

Storybook дизайн-системы Ant Design
Storybook дизайн-системы Ant Design

Подробная и внятная документация

В дизайн-системах прописано всё: от компонентов до копирайтинга. Допустим, в команду приходит новый дизайнер — его надо погрузить в проект. Чтобы он прочитал всю документацию и остался жив, правила прописываются понятным языком.

Да и дизайнер, который давно в проекте, с помощью понятного текста быстро освежит в памяти, что можно юзать, а что нельзя.

Чёткие правила

Создатели дизайн-систем расписывают токены по чётким правилам нейминга. Они относятся и к другим компонентам — кнопкам, карточкам, лейаутам. 

Синтаксис в дизайн-системе Atlassian
Синтаксис в дизайн-системе Atlassian

Сепарация сущностей на логические группы

А если простым языком — дизайн-система находится в нескольких файлах. Всё можно найти по категориям.

В дизайн-системе Atlassian всё разбито на логические группы
В дизайн-системе Atlassian всё разбито на логические группы

Организмы наивысшего уровня

Кроме простых элементов в дизайн-системе описаны шаблоны, лейауты и наборы архитектурных решений.

Дизайнеру не нужно с нуля проектировать интерфейс. Он заходит в набор лейаутов. Выбирает нужный. И уже в готовый лейаут вставляет свои кастомные элементы.

В лейауте расписаны все правила поведения интерфейса, например, как будут вести себя стеки по бокам при изменении ширины экрана. Это супер удобно для разработчиков.

Получаются идеальные условия: разработчики не верстают макет, а собирают его из готовых компонентов. Благодаря организмам высокого уровня вся команда работает в разы быстрее.

Когда делаем UI-kit, а когда — дизайн-систему?

UI-kit — это просто библиотека элементов в фигме. Документацию и правила чаще всего не прописывают. У него нет storybook. Нет шаблонов, лейаутов и архитектуры. Есть только атомы и простые компоненты, и хранятся они в 1-2 файлах. Вам хватит UI-kit’a, если работаете над небольшим проектом и не собираетесь его масштабировать.

А для работы с большим продуктом нужно разрабатывать дизайн-систему. Это затратная штука, на неё выделяют много сил, времени и денег. В корпорациях над дизайн-системой работает отдельная команда.

Но дизайн-система работает на будущее. Через время она ускорит все рабочие процессы и сохранит команде деньги и силы.

Как строить дизайн-систему?

Подход 1. Продукт → Дизайн-система: полное обновление

В этом случае продукт уже запустили, и из его дизайна мы выделяем систему. Дальше пилится масштабный апдейт, где весь продукт переводится в ДС. 

«Прошлогодняя» Почта слева, обновлённая — справа
«Прошлогодняя» Почта слева, обновлённая — справа

Разместите
тендер бесплатно

Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.

Заполнить заявку 12327 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.


В начале этого года Почта Mail резко стала «другой». Это было полное обновление сервиса. Но с оговоркой: радикальный апдейт был в рамках уже готовой ДС.

Как не облажаться при полном обновлении:

  • Думайте наперёд. Сразу прикидывайте в голове архитектуру интерфейса, логику взаимодействия + как он будет масштабироваться в дальнейшем.
  • Обкатайте, затем юзайте. Отшлифуйте дизайн до блеска, чтобы в нём не было никаких «зазоринок». Проводите эксперименты, тесты, спрашивайте отзывы со стороны.
  • Эксплицируйте на «бумажке». Выделите из интерфейса систему визуального языка и опишите ее чётко и внятно.

Подход 2. Продукт → Дизайн-система: планомерное обновление

Интерфейс есть, дизайн-системы нет. Здесь происходит постепенный апдейт. Допустим, решаете: кнопка всегда будет выглядеть так. Собирается вся команда, обсуждает идею, и после утверждения конкретный компонент выкатывается в обновление.

Слева Деливери в 2023, справа — в 2024
Слева Деливери в 2023, справа — в 2024

Как пример — Яндекс. С пометкой, что здесь речь идёт уже о сформированной дизайн-системе. В рамках неё все продукты компании обновляются планомерно.

Как не облажаться при планомерном обновлении:

  • Разберите и соберите за ногу. Разбейте продукт на составляющие от мала до велика.
  • Станьте Шерлоком и достаньте лупу. Найдите совпадения и различия в потенциальных компонентах. Выберите общее решение для каждого.
  • Важный петух. Вместе со всеми членами команды приоритизируйте компоненты. Какие нужно обновить в первую очередь, какие — в последнюю? Распределите апдейты по датам и внедряйте по мере важности.
  • Эксплицируйте на «бумажке» 2: Аннигиляция. Выделите из интерфейса систему визуального языка, и опишите её четко и внятно.

Подход 3. Продукт | Дизайн-система: параллельное развитие

Пилим всё одномоментно. Это вариант для компаний с одним продуктом. Если бы сервис доставки Самокат сейчас делал ДС с нуля, ему бы подошёл такой подход.

Из плюсов: удобно прикидывать и масштабировать решения. Придумал кнопку в интерфейсе и сразу забабахал её в ДС. И наоборот.

Из минусов: процессы и коммуникация могут накрыться. Сложно контролировать и продукт, и дизайн-систему так, чтобы всё шло синхронно и каждый в команде понимал, что происходит.

А как не облажаться, если ДС и продукт сковывают друг друга? Сложно внедрить идею, которая качественно улучшит и то и другое. Поэтому при параллельном развитии мало экспериментов, а решения становятся однообразными и скучными.

От такой проблемы никуда не денешься. Если уже внедрён «параллельный» подход, и вам он не нравится — переходите на другой. Ставьте в приоритет продукт, а не дизайн-систему.

Подход 4. Дизайн-система → Продукт: путь в никуда

Сначала создать систему, а потом применять на продукт? У вас даже нет общего видения, а вы уже начали пилить кнопочки.

Так делать не надо. Система будет сковывать. Вас ждёт бесконечное количество несостыковок и бессмысленных итераций.

Подход 5. Концепция О_о Дизайн-система: пум пум

ДС не нужна в рамках концепции, можем расходиться. Максимум, что тут можно сделать — локальные компоненты, которые ускорят работу в будущем.

Какой итог?

Дизайн-система — штука более трудозатратная, чем UI-kit. Поэтому нужно хорошо подумать, какую из двух баз выбрать. Может, получится обойтись только UI-kit’ом.

Дизайн-система — всегда вложение. Эдакая инвестиция в будущее, которая выстроит единую структуру в процессах и наладит диалог между разработчиками и дизайнерами.

И она необходима на продуктах, где нужна экосистема. UI-kit же подойдёт для несложных проектов. Ну или для сложных, но где не требуется постоянное расширение.

Больше полезного — в нашем тг-канале.





Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.




68

Лучшие статьи

Поделиться: 0 0 0